-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 40052

Cartier-Bresson, Henri

Четверг, 12 Февраля 2009 г. 18:47 + в цитатник

Мои заметки на тему работы фотографа. Первоначально я писал всё это для себя и ещё для нескольких человек. Цель, которая есть: расширить свой арсенал, учась приёмам и стилю у сильного мастера. Цель, которой нет: стать этим человеком, скопировать его. Если вам эти заметки будут в чём-то полезны, хорошо. Если нет, не страшно. Со временем опубликую своё «досье» и на других мастеров.

Факторы, которые здесь описаны, неравнозначны с точки зрения моделирования. Я начинаю с технических аспектов, а заканчиваю эмоциями и идеями о том, как моделировать мастера. Если вы чувствуете, что я пропустил что-то важное или где-то ошибся, смело пишите. Обсудим.

 

Armenia 1972. © Henri Cartier-Bresson

Положение камеры. Как получится, чаще несколько сверху или несколько снизу. Ничего вычурного, специального.

Оптика. Фокусное расстояние: чаще штатное, с небольшими вариациями в широкий угол и изредка — в теле.
Резкость: как минимум фигура резкая. Остальное тоже довольно резкое. Видимо диафрагма зажата практически всегда и глубина резкости большая. Выдержка: достаточная, чтобы фигуры в основном не были смазанными, даже в движении.

Фигура-фон. Фигура практически всегда значимо темнее фона, видимо автор специально выбелял фон. Мост через Сену возле Нотр-дама — предельный случай, когда фон уведён в белое. Изредка делается обратное — затемнённый фон и высветленная фигура (генерал Chen Ye на фоне плаката с Мао).

Модель, ракурс. Почти всегда модель не смотрит в кадр и корпус в сторону фотографа специально не развёрнут. «Случайная фотография». Иногда взгляд есть, но он тоже случайный. Редко в кадр смотрит больше одного человека. Глаза, взгляды присутстувуют почти всегда и они — важный (возможно важнейший) элемент фотографии.

Композиция. Очень часто присутствует ритм, особенно в сочетании с уходящими (часто перспективными) диагоналями. Также автор часто использует «рамки» из элементов фона (либо засчёт разницы в яркости, либо с помощью его конструкций).

Кадрирование. В равной степени вертикальное и горизонтальное. Квадратов практически нет, соотношение сторон близко к 3:2. В случае если снято несколько человек, кадрирование может быть жестоким — по рукам/головам. Если снят один человек, в основном кадрирование щадящее, по классическим линиям. Горизонт исправляется редко, при том что он довольно часто незначительно наклонён.

Объём, перспектива. В основном в кадре несколько планов, чувствуется объём. Как правило основной приём — диагонали, уменьшение размеров объектов при удалении. Реже — размытие заднего плана (хотя бывает, что в кадр попадает что-то нерезкое вроде головы, ближе переднего плана — «Fleeing The Communists, 1949»). Тональная перспектива используется очень редко (пример — штурмующая поезд толпа в Дели, 1948) и всегда в сочетании с описанными ранее приёмами.

Свет. Ничего специального. Чаще — диагональный сверху, что обычно для улицы. На лицах могут быть глубокие тени, а может почти не быть теней.

Цвет. Чёрно-белые кадры, не очень сильный контраст. Смещения цвета практически не замечено, серая точка сбалансированна идеально. Изредка незначительное смещение в сторону «красное+зелёное», от чего кадры становятся тёплые, слегка желтоватые.
Чёрная точка редко ниже 92%. Белая точка редко выше 10%.
Гистограмма сглаженная, с несколькими пиками. Возможны сверхконтрастные постеризованные кадры (велосипедист и спиральная лестница), где большой пик на белом (фон) и небольшой на чёрном (велосипедист, перила). Но такое бывает относительно редко.
Примечание: встречаются одни и те же фотографии с разным контрастом. Видимо тут уже влияют настройки при сканировании и постобработка на компьютере.
Также часто присутствует горизонтальный шум (полосы). Видимо в следствие подавления растра при сканировании фотографий из журналов.


Тема. Практически всегда люди, захваченные в момент какой-либо деятельности — активной или пассивной. Люди обычные, уличные, бытовые.
    1. Необычное сочетание чего-то несочетаемого. Цыганки возле ювелирной лавки, зрители и клошар под ними в куче газет.
    2. Эмоции, отношения. Пары, группы. Из эмоций преобладает позитив или что-то нейтральное.
    3. Бытовые состояния. Отдых, разговор, ожидание, напряжённое внимание, бег и т. п.
    4. Групповая или индивидуальная активность. Люди несут брёвна, женщины разносят булочки. Движение показано почти всегда.
    5. Повторения: люди-люди, люди-статуи, крыши-крыши. Это также выражения ритма.
    6. Выхваченный из толпы. Кто-то резко выделяющийся.
   
   
Эмоции и ассоциации. Сопричастность, ощущение, что ты находишься рядом, обычность (не обыденность), честность, схваченность момента (который больше не повторится), какая-то эфемерность, непостоянство, движение, простые люди, течение жизни, быт (в хорошем смысле этого слова).
   
Моделирование. Как мне кажется, основное у Брессона — то, что он находится внутри момента, сопричастен ему, даже если он сбоку и не имеет к происходящему касательства. В то же время он снимает достаточно незаметно, чтобы этот хрупкий момент не потревожить. Такое впечатление, что он заботится и о том, чтобы даже после снимка момент остался нетронутым. Поэтому основные качества для успешного моделирования — эмпатия, ассоциированность и прочная связь, синестезия V/K. Также вероятна внешняя референция: что-то, что несёт тебя по улицам, а вокруг бурлят водовороты жизни, в которые тебя ненадолго затягивает, а потом уносит прочь.

 

Важное добавление. Начинайте моделировать с ценностей и видения мастера. В противном случае, как сказал в своё время Милтон Эриксон, вы получите раковину, но пропустите жемчужину.

Рубрики:  Мастера фотографии
Метки:  

Процитировано 2 раз



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку