-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей: 4917
Комментариев: 25572
Написано: 40060


Судокормушки и медиация

Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:02 + в цитатник

В свете последних событий я по новому взглянул на необходимость медиации для внесудебного урегулирования конфликтов. Мы немного изучали его у Аниты фон Хертел в Германии, но тогда я, что называется, шкурой не осознавал, чем это выгодно.

Медиация (посредничество) — популярное в Штатах и Европе направление, в котором конфликтующие стороны договариваются друг с дружкой при помощи медиатора — посредника. Причём именно договариваются.

Выделяют четыре исторических способа разрешения конфликта между сторонами:

  1. Бегство. Очевидно, что этот способ использовался ещё с древнейших времён, и используется до сих пор. Когда У одной стороны явное силовое преимущество, и она (сторона) не отягощена Моральным Законом, эта сторона просто пытается отобрать то, что ей нужно. Но у её оппонента могут быть быстрые ноги и чувство момента.
  2. Принуждение. Это если у оппонента медленные ноги, или он прохлопал момент. Что характерно, именно на этом уровне работают наши суды. Судья (иногда) выясняет, чьи требования законнее, и принуждает несчастную другую сторону выполнить самые законные требования (так происходит не в нашем, а в идеальном мире). Но даже в нашем, неидеальном мире, судья всё равно принуждает. Законно или незаконно.
  3. Компромисс. Иногда стороны пытаются договариваться между собой. Сами, или при помощи «мудреца» — третейского судьи, дядьки из квартиры этажом выше, жены друга («она — умная женщина»), друга жены («он в этом разбирается»). Во многих случаях при таком подходе Высокие Стороны приходят к компромиссу. Каждый идёт на уступки, в результате люди договариваются. Кто-то остроумно определил компромисс, как решение, которое в равной степени не устраивает все договаривающиеся стороны.
  4. Консенсус. И, наконец, как видите, мы подходим к логическому завершению эволюционной цепочки конфликторазрешения — к консенсусу. Консенсус — это такое решение, которое учитывает все желания и возражения всех заинтересованных сторон. Консенсуса добиться сложнее, чем компромисса. И консенсус намного сложнее, чем принуждение. Однако в результате довольны все.

В чём же особенности этих способов? Когда мы отдаём решение на откуп судьи, он должен быть в теме. Разобраться и принять решение. Но может ли посторонний человек изучить ситуацию так досконально, как её участники? Далеко не всегда. Поэтому госсудья стремится уменьшить себе работу, сузив поле деятельности только до Кодексов. А иногда и ещё больше — до определения того, кто больше дал на лапу.

В случае же поиска консенсуса ситуация прямо противоположная. Посреднику вообще вредно быть «в теме», потому что в этом случае он может начать отдавать предпочтения одной из сторон.

Так что же такое «медиация» по сути? Сначала я приведу пример, а потом расскажу смысл.

На общей кухне лежал апельсин. И так случилось, что он понадобился. Причём двум женщинам сразу и одновременно. Каждая тянула на себя оранжевый шар, укоризненно глядя на соседку, а под столом стараясь незаметно лягнуть. Собралась толпа, как всегда нашлись советчики: «Ты это, в волосы вцепись!», «Мань, да отдай ей этот чёртов апельсын!». Появились букмекеры, стали принимать ставки на исход поединка. И неизвестно, чем бы это закончилось, не ввались в и без того тесную кухню крупный мужчина в красивом пальто.

— Что тут за драка? — сурово спросил он, нахмурив брови.

— Вот, это… — робко не нашлась, что ответить толпа.

— Апельсин! Апельсин мне нужен, а она его крадёт — вдруг истошно закричала одна из женщин, тыча ногой, обутой в тапок в строну соперницы.

— Тебе? Да это мне он нужен! Люди, да что-ж это делитси! — мгновенно среагировала вторая и рванула апельсин на себя.

— Стоять! Бояться! — прогремел мужик так громко, что все замерли, как на стоп-кадре.

— Зачем тебе апельсин? — строго спросил он первую женщину.

— Сын болеет, витаминку ему… — почти заплакала женщина.

— А тебе? — обратился мужчина ко второй даме.

— Соус сладкий делаю, цедра нужна, — насупилась та. И вдруг осознание пронзило обеих:

— Так тебе дольки нужны только! — завопила вторая.

— А тебе только цедра? — присоединилась первая.

Женщины выпустили апельсин, и обнялись. От пережитого напряжения слёзы лились по их щекам, в толпе тоже кто-то всхлипывал. Бесхозный апельсин, случайно задетый чьим-то локтём, свалился со стола, покатился по полу, попал кому-то под ноги и был раздавлен. Но этого уже никто не замечал, все были счастливы, что ситуация разрешилась так удачно.

 Что мы видим в этом очень серьёзном примере? Все ингредиенты медиации. А именно,

  • Конфликтующие стороны.
  • Предмет конфликта.
  • Поверхностное и неполное понимание мотивации и потребностей оппонентов.
  • Медиатора.
  • Прояснение потребностей и целей конфликтующих сторон.
  • На выходе — решение, от которого счастливы всё, и которое нашёл не медиатор, а сами оппоненты. Которые по определению знают ситуацию лучше, чем любой залётный дядька, будь даже у него семь пядей во лбу и самое красивое пальто.

Мужик-медиатор сделал просто — он прояснил потребности каждой женщины и сделал их очевидными для всех. После чего конфликт разрешился сам собой. Конечно это самый простейший случай. В реальной медиации по серьёзным поводам работать приходится куда как дольше и напряжённее. Но оно того стоит. Потому что работа медиатора длится часы, а суды длятся годы. И стоят, кстати, дороже. А на выходе у судов — решение, которое гарантированно кого-то не устроит.

В чём же заключается работа медиатора? Если коротко и образно, то

Медиатор всего лишь выстраивает между спорщиками коммуникативный канал, который был ими утерян в процессе конфликта. А потом помогает им идти по этому мостику навстречу друг другу. Не идёт сам, а помогает другим.

Если подробнее, то работа медиатора состоит из таких этапов:

  • Определение конфликта. Педантичные немцы всё фиксируют на бумаге и велят всем сторонам подписывать эти описания. И правильно, замечу я вам.
  • Определение ценностей и потребностей, стоящих за конфликтом. Как вы помните, конфликт — это апельсин, а потребности — дольки и цедра. Если повезёт, то на этом конфликт и исчерпается. Однако часто первичных потребностей недостаточно. Поэтому следующий этап —
  • Определение глубинных ценностей и потребностей конфликтующих сторон. Того, что стоит за поверхностными потребностями. Это сложная и многоэтапная работа, в которой медиатор должен быть подкован. Приведу пример таких потребностей. Мы разбирали ситуацию, в которой предприятие получило по итогам года прибыль больше запланированной. Конфликт был между гешефтфюрером (гендиректором) и руководителем профсоюза. Гешефтфюрер хотел направить деньги на закупку нового оборудования. А профсоюз ратовал за то, чтобы поделить излишек между всеми работниками. В результате прояснения ситуации и потребностей, выяснилось, что профсоюз хочет признания заслуг рабочих в росте предприятия, а директор хочет роста благосостояния компании. Вместе они довольно быстро нашли выход. Впрямую деньги рабочим было давать невыгодно (дикие налоги!), от чего гешефтфюрер и был против раздачи денег. Но он оказался готов инвестировать часть денег в развитие всяких сервисов и бонусов для рабочих — рекреаций, дополнительных страховок и т. п. Это оказалось много выгоднее, чем давать деньги напрямую, к тому же уменьшало налогооблагаемую базу предприятия. Ещё раз подчёркиваю — этот пример реальный. Я сам принимал в нём участие.
  • Поиск решения, которое учтёт потребности всех сторон. Вот тут людям часто сложнее всего. Слишком в нас укоренилось конфликтное: «выиграть может только один». Здесь же надо, чтобы выиграли все. Поэтому у медиатора должен быть хороший арсенал приёмов, «разогревающих» людей и помогающих им придумать такое решение. Впрочем, главное — желание такое решение найти.
  • Фиксация решения на бумаге за подписями сторон. Да, немцы педанты. Но не говорите, что этот шаг не нужен. Память у людей слабая, и вообще всякое бывает.

Видите, тут нет этапа «изучение дела». И не может быть. Такой это метод — медиация. Выигрыш всем.

А суды… Суды на самом деле выгодны только адвокатам.


Факты о медиации

Интересный факт 1. В Германии во многих контрактах обращение к медиатору прописано, как у нас прописано обращение в арбитраж. Даже иногда указано, к какому именно медиатору будут обращаться в случае чего.

Интересный факт 2. По словам коллег, многие суды (в Германии) тоже стараются поначалу отправить людей к медиаторам.

Интересный факт 3. Бюро медиации в Дойчлянде наверное больше, чем нотариальных контор.

Интересный факт 4. Медиатор не обязательно работает один. Бывают пары, например с первыми образованиями «психолог» и «юрист».

Интересный факт 5. В процессах медиации могут быть задействованы сотни и тысячи человек. Разумеется, через представителей заинтересованных групп. Например, был случай медиации между аэропортом, властями города и его жителями по вопросу размещения взлётной полосы и шума от самолётов.

Интересный факт 6. В Германии обучение медиации стоит весьма недёшево. Экзамены тоже довольно жёсткие. И эта профессия весьма уважаема.

Рубрики:  Идеи и мысли
Психология
Метки:  

Процитировано 1 раз

Лорримо   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:12 (ссылка)
а у нас где медиации учат?
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:13 (ссылка)
Лорримо, раньше мы учили. Ещё в Одессе кто-то. Сейчас не знаю. И чему именно учат под этим лейблом, тоже не знаю :)
Ответить С цитатой В цитатник
Лорримо   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:29 (ссылка)
akry, вообще-то весч очень пользительная..медиация! но опять-таки спорная, относительно гарантированности результата....допускаю, что супротив государственного принуждения, в данном случае, гарантировать достигнутый результат в процессе медиации ни кто не будет. против лома - нет приема....хе-хе....а жаль((А вот еслиб на вооружение медиаторы(или каких там правильно) брали какие нибудь интересные техники, типа того же НЛП или там еще чего всякого имеется из этой области..вот бы было весело, вотбы хорошо)))))
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:36 (ссылка)
Лорримо, ыщо раз подчеркну — в случае с рейдерством никаких медиаций быть не может ввиду изначальной несовместимости интересов.

А НЛП медиаторами активнейше используется. Фон Хертел даже приезжала в Центр НЛП в Москву с семинаром. Вообще медиаторов туго учат — не только базе НЛП, но даже айкидо, телеске и теории систем.
Ответить С цитатой В цитатник
Лорримо   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:43 (ссылка)
медиаторы - это манипуляторы))) сия действа всегда наказуемы с точки зрения мироздания...или как?
Ответить С цитатой В цитатник
Лорримо   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:45 (ссылка)
akry, медиаторы - это есть манипуляторы))сея деятельность обычно наказуема с точки зрения устройства мироздания....или как?
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:45 (ссылка)
Лорримо, «коммуникация = манипуляция» — одно из основных положение НЛП. Имеется в виду любая коммуникация, не только нлперская :)

В любом случае, я предпочу, чтобы мною «сманипулировали» для моей выгоды, чем облапошили в суде — да и многие предпочтут наверное…
Ответить С цитатой В цитатник
Лорримо   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:58 (ссылка)
akry, все это не однозначно...в разных ситуациях работают то одни, то другие методы, смотря какие выгоднее..не так ли?
Ответить С цитатой В цитатник
g2858   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 02:59 (ссылка)
Сколько нового узнаёшь в бескрайних просторах интернета...
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 03:00 (ссылка)
Лорримо, наверняка. Поэтому тот, кто владеет большим числом методов, у того больше шансов справиться с новой ситуацией.
Ответить С цитатой В цитатник
Лорримо   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 03:02 (ссылка)
akry, это точно)))нет пределов совершенству)
Ответить С цитатой В цитатник
Kusya-podkuyusya   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 10:29 (ссылка)
К сожалению ли, к счастью ли - в суды попадают дела, уровня "апельсин нужен обеим сторонам", целиком, с равными потребностями в нем. И, в данном случае, руководствуясь кодексом и установленными правами сторон на апельсин - ситуацию рассудить гораздо надежнее.
А,медиации - они для конфликтов ученик-учитель, сосед - сосед и прочих "мелких недоразумений", которые вмешательства судебных органов не требуют.
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2008 г. 15:32 (ссылка)
Kusya-podkuyusya, уточню — в наши суды. В Европе, в США всякое бывает. Когда был там, видел крупное дело с участием медиаторов, на такую тему: у авиакомпании случилась катастрофа. Печально, но авиакомпания сделала из самых лучших побуждений потом ещё хуже — она разослала родственникам погибших письма с анкетами типа «мы скорбим, но помогите сделать нашу авиакомпанию лучше». История умалчивает, какой дебил это придумал, но результат — народ просто взорвался. Масса судебных исков и т. п. Удалось однако не доводить дело до суда, а разрешить с помощью медиации.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку