-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в akry

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 40053


¬сЄ сложно

—уббота, 30 ћа€ 2015 г. 23:56 + в цитатник

—ама€ беспроигрышна€ позици€ по какому-то вопросу Ч вариации на тему ЂвсЄ сложної. ¬о-первых, всЄ действительно сложно Ч и только недалЄкие люди будут с этим спорить. ¬о-вторых, чувствуетс€, что человек не поверхностный, вникает.

√де пр€четс€ дь€вол? »менно: в детал€х.

ѕерва€ деталь. —ложность бывает различна€, разного уровн€. » дл€ разных целей. „тобы объ€снить основы ньютоновской механики (даже не берЄм теорию относительности), можно прибегнуть к дифференциальным уравнени€м, а можно рассказать азы на пальцах. —танет ли второе объ€снение от такого упрощени€ Ђневернымї? ≈сли объ€снить грамотно Ч то нет, не будет. ќно будет неполным? Ќо дл€ чего? –ассчитывать аэропланы на основе такого общего представлени€, наверное, не получитс€. ј чтобы рассчитывать полЄты спутников, уже не хватит даже и Ђполногої описани€ с дифурами, потребуетс€ теори€ относительности и многое другое. “о есть, если мы не утруждаем себ€ ответом на вопрос Ђзачем и кому мы описываемї, то придратьс€ можно к любому способу.

¬тора€ деталь.  аждый из нас не знает об этом мире куда больше, чем знает. ѕричЄм по большей части даже не понима€ масштаба Ч не знает о том, что не знает. Ёто абсолютно нормально, информации кругом море, и всЄ знать невозможно. ѕотом мы узнаЄм про что-то новое и осознаЄм своЄ незнание. ЂЅа, да оказываетс€ есть така€ штука, как ЂтЄмна€ матери€ї! ј в бизнесе есть KPI!ї „то это такое, пока толком непон€тно. “е, кто заинтересовалс€, начинают копатьс€ и узнавать уже глубже, и учитьс€ примен€ть эти знани€.

Ќа схеме это можно отобразить так. ѕо горизонтали†Ч осознанность, по вертикали†Ч компетентность/знани€:

1.†Ќеосознанна€ некомпетентность. ЂЌе знаю, и не знаю об этомї. 2.†ќсознанна€ некомпетентность. Ђ”знал, что не знаю того-то Ч вообще услышал о существовании такой штукиї.
4.†Ќеосознанна€ компетентность. Ђ”мею, могу примен€ть, но не объ€снюї. 3.†ќсознанна€ компетентность. Ђ«наю, но пока толком не умеюї Ч как когда учатс€ водить машину.

«амечу, что Ђвосточныйї метод обучени€ делает акцент на части 4: Ђ—мотри и впитывай, как делает ћастерї, а Ђзападныйї Ч на части 3: Ђ”чи матчастьї. Ќо в конечном счЄте конечно важно и то, и другое.

ѕоэтому, если человек находитс€ на шаге 1, ему надо помочь перейти на шаг 2, а не пытатьс€ вылить на него цистерну мелких подробностей из шага 3.

»так. Ќеправильный подход, Ђобычный порошокї:
Ђя не буду вам это объ€сн€ть, потому что всЄ неверо€тно сложно: чтобы это пон€ть, надо, как €, годы и тыс€челети€ учитьс€, Ч а вы идите лесом, мышь, зарывайтесь в землю, червь, летите облаками, воробей, плывите в глубины, уж.   интервью со звездой вы не готовыї.
»мхо, послать человека можно и без такой величественной преамбулы.

ѕравильный подход, Ђнеобычный порошокї:
1. Ђ— какой целью интересуетесь, гражданин? ¬ам защищать дисер или просто общее представление получить по-быстрому?ї
—корее всего, человек с дисером либо не спросит вас, либо спросит что-то конкретное про нужные ему детали. ѕоэтому предполагаем, что спросил человек незнающий и даже не вполне осознающий глубины своего незнани€ в этом вопросе и как много ночей сказок Ўахерезады может потребоватьс€ на развЄрнутый ответ.  ак ребЄнок, спрашивающий, почему небо ночью чЄрное. (≈сли вы думаете, что ответ простой: Ђѕотому что —олнце не светитї, прочитайте это).

ѕоэтому следующий шаг Ч широкими мазками нарисовать контуры†картины. ќсновные элементы, их взаимодействие. —тара€сь не срыватьс€ на крик и на формулы.

2. Ђќбща€ картина така€: вещество состоит из атомов, —ократ смертен, вы и € Ч тоже. “ак что не тратим врем€ попусту. ѕо вашей теме самое важное, что нужно понимать, этоЕї
«десь есть хитрость: вы не сможете рассказать эту самую суть, если не понимаете еЄ сами. “акое невозможно симулировать, имитировать. ¬ скобках Ч поэтому многие и не рискуют, предпочита€ первый подход. “ак вот: если вы не знаете, честнее будет сказать: ЂЌе знаю, мне нужно изучить темуї. Ётому учат тренеров, учат учЄных, а хорошо бы, чтобы учили всех от мала до велика. ¬ крайнем случае, можно сказать: Ђя не вполне компетентен в этом вопросе. ¬от что € знаю: Е. ¬от, что € предполагаю: Е. Ќо проверьте об€зательної.

≈сли вы описали суть хорошо, человек скажет: Ђ¬ау, € пон€лї. ≈сли вы описали суть действительно хорошо, человек скажет: Ђ¬ау, это же очевидно!ї (в таких случа€х берите плату вперЄд).

Ќо, счастливо уклонившись —циллы пересуложнени€, вас†тут же может качнуть к ’арибде переупрощени€. ≈сть две вещи, которые опаснее незнани€ Ч это ложное знание и иллюзи€ знани€. ѕредположим, что вы своЄ дело знаете туго и обманывать не станете. ќстаЄтс€ иллюзи€ знани€. ћногие слышали про эффект ƒаннинга- рюгера, когда некомпетентные куда более уверены в том, что говор€т, чем компетентные. Ќекоторые слышали это в свой адрес. „тобы не плодить таких персонажей, об€зательно расскажите, что вы упростили, и буде человек захочет-таки писать дисер, пр€мо сейчас это делать не стоит Ч даже если ему кажетс€, что он пон€л всЄ кристально €сно.

3. Ђя описал ключевые моменты, достаточные дл€ общего понимани€. ѕомните, однако: в этом деле тонкость на тонкости сидит и тонкостью погон€ет. Ќапример, Е. ≈сли вы захотите копать дальше и кидать глубже, вот что € рекомендую изучитьЕї Ч и дайте пару примеров, уже не бо€сь показатьс€ заумным. ѕусть человек увидит, что вс€ картина действительно не сводитс€ к трЄм мазкам.

≈сли вы всЄ сделали грамотно и дружелюбно, человек заинтересуетс€ темой и перестанет считать еЄ неведомым непон€тным драконом. ¬ы приоткроете дверь в новый интересный мир, но не создадите иллюзии, что этот мир ограничиваетс€ придверным ковриком.

–убрики:  »деи и мысли
ѕсихологи€
ћетки:  
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Ѕыков_—ергей   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 ћа€ 2015 г. 17:31 (ссылка)
—пасибо, надеюсь, что скажу это слово ещЄ не раз. ¬аши статьи лично у мен€ вызывают неоднозначную реакцию. ¬ чЄм - то € безоговорочно согласен, другое, - ассоциаци€ми уводит от темы статьи (значит тема многопланова€). ѕонимаю, что рассуждение безупречно в пределах известного знани€. ќт дискуссии хотел бы уклонитьс€. ƒл€ мен€ важнее впитать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку