-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в akry

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 40051

јтеизм как вера

ѕонедельник, 06 јпрел€ 2015 г. 02:04 + в цитатник

ƒуховный ветер с голодухи задул сильнее, от чего в последние мес€цы всколыхнулись дискуссии на уже казалось бы давно забытые темы. ќдна из них: атеизм †Ч тоже вера. » чем тогда атеисты отличаютс€ от других верующих?

Ќа эту тему есть шутка: Ђатеизм Ч вера, а лысина Ч цвет волосї.

Ќо посмотрим однако†формальные определени€. ≈сли вкратце, атеизм Ч Ђвераї в отсутствие бога/богов в частности и в сверхъестественное вообще.†јгностицизм (философский) Ч позици€ Ђ€ не знаю, может есть, может и нетї. јгностицизм (научный) Ч Ђпри исследовани€х мы выносим сверхъестественное за скобки и не принимаем в расчЄт ни его возможное существование, ни несуществованиеї. —хоже Ч методологический натурализм.†ѕрактический атеизм (он же апатеизм) близок к научному агностицизму, но выходит за пределы сугубо учЄных штудий. ≈сть боги или нет, никак в жизни на нас не вли€ет.†

»менно последний смысл, с вариаци€ми, чаще всего вкладывают в слово Ђатеизмї те, кто причисл€ет себ€ к атеистам. ≈сли вдруг объ€в€тс€ боги, большинство атеистов не будет упиратьс€ и кричать: Ђ»зыдите, наваждени€, вас не существуетї. ѕри условии тщательной проверки Ђбритвой ќккамаї, разумеетс€. ≈сли сверхъестественное становитс€ наблюдаемым фактом, оно перестаЄт быть объектом веры и становитс€ доступным изучению. ќтрицать его теперь Ч идти против своего же натуралистического мировоззрени€.

Ќо пока подобных фактов нет, какой смысл вообще привносить в дискурс божественное*? Ќаверное можно оставить шанс на существование невидимых единорогов,  ецалькоатл€ и остальных Ч один на квадриллион. Ќо зачем тратить на это силы? ѕроще исходить из их отсутстви€ и пусть это будет считатьс€ Ђверойї. Ќе все веро€тности равноценны. ќдно дело Ч продолжать верить вопреки всем научным свидетельствам в кого-то там, другое Ч отбросить заведомо маловеро€тные варианты, так как жизни не хватит учесть их все и надо как-то обозначить приоритеты. ѕоэтому если вы считаете веро€тность существовани€ потустороннего крайне ничтожной, можете смело называть себ€ атеистом и не волноватьс€ на тему, вера ли это (см. также разницу между Ђверойї и Ђдовериемї).

Ч

* Ќа этом моменте в треде кто-нибудь, да упом€нет Ђѕари ѕаскал€ї: если веришь и Ѕог есть, у теб€ хороший пенсионный план. ≈сли веришь и Ѕога нет Ч что ты тер€ешь, кроме м€са в пост. ≈сли не веришь и ≈го нет, экономишь немного сил. ≈сли же не веришь и ќн есть Ч ты попал.

√лубоко разбирать Ђѕариї нет смысла, по нему†уже прошлись все, кому ни лень. ∆елающие, посмотрите некоторые тезисы†по ссылке выше. ƒаже если оставить в стороне отношение бога к неискренней вере, остаЄтс€ фундаментальна€ проблема. Ђѕариї не €вл€етс€ доказательством существовани€ ни одного из богов, а значит не даЄт инструмента, чтобы оценить, а) есть ли боги или Ѕог; и б) кто из них правит бал. ѕоэтому аргумент о Ђминимизации рисковї не работает Ч достаточно†представить, как много интересных вещей с последователем ѕаскал€ сделает любой из многочисленных других богов за веру не в него.

–убрики:  »деи и мысли
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку