-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в akry

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2007
«аписей: 4917
 омментариев: 25572
Ќаписано: 40060



«ачем нужно читать

¬торник, 09 ƒекабр€ 2014 г. 17:17 + в цитатник

Ќаписал дл€ разогрева мозгов перед чтением лекции о пользе чтени€.


ЌачнЄм с обрисовки системного пол€. ѕолучаетс€ немного в духе поручика ƒуба, но определени€ очень важны: они задают базовые элементы, цель и фрейм анализа. ’орошее определение Ч 9/10 работы.

„тение Ч не просто водить глазами по строкам. Ёто очевидное, но слишком примитивное и бесполезное описание. Ћучше сказать так:

„тение Ч получение и усвоение/освоение информации, закодированной в виде текста.

“.е., у нас есть

  • »нформаци€, как мера энтропии. “о, что создаЄт разницу между Ђдої и Ђпослеї. Ќе вс€кий текст Ч информаци€ дл€ любого. ѕрочитав на странице слова Ђэто текстї, вр€д ли получишь что-то новое. »нформаци€ бывает разноплановой: знани€ о мире, о поведенческих модел€х, прогнозы и сценарии, эмоции и способ чувствовать, воспринимать. Ќа метауровне Ч это способ подачи информации: выбор методов, словЕ ¬ общем, всЄ, что так или иначе изменит читающего.
  • ≈Є можно†получать. √овор€ о чтении, мы в основном подразумеваем один метод Ч собственно, чтение†текста†Ч но в общем виде € бы не сбрасывал со счетов и аудиокниги, пересказы, экранизации, постановки и даже комиксы. ѕри смене способа†кодирован舆информации мен€етс€ набор тех выгод, которые получаешь.
  • ≈Є можно†усваивать. ƒаже самое вкусное и питательное блюдо может не переваритьс€, если оно неправильно приготовлено, не так подано, не так съедено, или в организме нет необходимых дл€ переваривани€ такой пищи механизмов. “ак и с текстом: чтобы его усвоить, нужно как минимум уметь читать на этом €зыке, иметь дл€ чтени€ возможность и благопри€тные услови€, понимать смысл ключевых слов, различать важные дл€ смысла реминисценции, отсылки. Ќу и со стороны автора и издател€ хорошо было бы подать смыслы в таком виде, чтобы они дошли лучше, и не надо было бы продиратьс€ через лес слов с мучительной мыслью: Ђ„то же хотел сказать автор, заставив героиню родить?ї “аким образом, это взаимодействие минимум трЄх миров: по лекалам автора на сцене и с декораци€ми издател€ читающий внутри себ€ воссоздаЄт мир, ставит пьесу, зрителем которой сам и €вл€етс€. „асто сюда добавл€ютс€ и другие читатели, с которыми обсуждаешь прочтЄнное.
  • ≈Є можно†осваивать. я считаю, что не просто можно, но и нужно. –азумеетс€, чтением можно просто при€тно убить врем€. Ќо мы не живЄм вечно, чтобы своим временем разбрасыватьс€. ѕоэтому и читать хорошо с прицелом на то, чтобы сделать лучше жизнь и мир. —нова возвраща€сь к пищевой аналогии, можно съесть сладкий тортик, и получить удовольствие. Ќо долго на тортиках не проживЄшь: организму нужны строительные материалы, чтобы существовать. ќсваивать прочтЄнное можно по-разному. ѕомен€ть своЄ поведение и убеждени€ под вли€нием книги, научитьс€ чему-то новому, иначе взгл€нуть на мир. Ѕыло ли всЄ это на пользу, каждый себе определит сам. Ќо если не искать этой пользы, сама она может и не прийти. ¬ отличие от пищеварени€, у нас нет особых врождЄнных механизмов дл€ применени€ информации, их нужно тренировать. (Ёто утверждение не всегда верно, однако всЄ равно лучше не пускать процесс на самотЄк: вам может очень не понравитьс€, как то, что вы прочли, интерпретировало и воплотило в жизнь ваше бессознательное).

»з определени€ органично вытекают и выгоды от чтени€:

  • «нани€. —амые разные: про историю, про психологию, про бытЕ ƒалеко не все книги Ч источник знаний, тем более, достоверных. “ем не менее, знани€ в книгах бывают.
  • ѕоведенческие модели.  ак люди себ€ ведут в разных ситуаци€х и что у них получаетс€? “ут рискуешь подцепить и неудачные модели: но дл€ этого полезно думать и критически разбирать прочтЄнное. ¬сЄ это касаетс€ и нижеописанного.
  • —пособы чувствовать. ѕогружа€сь в мир книги, как бы перепроживаешь ещЄ одну жизнь в иных услови€х, обсто€тельствах. ћожет в обыденной жизни никогда и не узнал бы, как это Ч быть первым человеком на другой планете. »ли переходить јльпы на слонах.  ниги дают такую возможность и расшир€ют нашу эмоциональную сферу. ј лучше чувствовать мир полезно и в реальной жизни.
  • —пособы думать. Ёйнштейн говорил, что чтобы научить ребЄнка думать, ему надо читать сказки. ‘антастика, особенно научна€, действительно очень развивает воображение и учит выходить за привычные рамки. Ќо и ина€ литература тоже часто даЄт такую возможность.
  • ¬идение мира. „ита€, мы мен€ем способ воспринимать мир. ’от€ нечасто бывает, что какое-то одно произведение мен€ет мировоззрение человека, на прот€жении многих лет чтени€, книги во многом формируют то, какие мы есть. ј значит, выбира€ правильное чтение, мы помогаем себе стать такими, какими хотим.
  • —пособы говорить и писать самому. „ита€, мы с одной стороны воспринимаем содержание, с другой, на метауровне, форму.  акими фразами была передана мысль, как автор управл€ет потоком, как можно использовать сочетани€ слов? », наконец, как эти слова правильно пишутс€? ћы бессознательно (иногда и осознанно) впитываем в себ€ эти способы, и это про€вл€етс€ потом в нашей речи, словарном запасе, грамотности.†
  • —оциализаци€. ѕеречисление выгод было бы неполным без упоминани€ того факта, что мы живЄм в обществе, и обща€сь с интересными нам людьми, мы часто обсуждаем и произведени€ искусства. ≈сли мы неспособны поддерживать подобный разговор, это может быть дл€ окружающих маркером: Ђќн не принадлежит к нашему кругуї. ѕомимо различени€ Ђсвой-чужойї, раздел€емый культурный багаж позвол€ет общатьс€ намного интереснее, сложнее, комплексней. ћожно обсуждать концепции, не трат€ врем€ на разъ€снение всем их сути.

¬ шутку можно упом€нуть и рабочие места, которые мы создаЄм, чита€ книги. —ами писатели, редакторы, печатники, книжные магазиныЕ ѕрибыток дл€ экономики несомненный.†

≈сть, однако, и подводные камни. я уже говорил о неправильных модел€х: книги порой учат откровенной ерунде. ѕричЄм если ещЄ и хорошо написано, то эта ерунда усваиваетс€ на ура. –ешение непростое: думать, что читаешь, думать, когда читаешь, думать после того, как прочтЄшь. ≈сли книжку читает ребЄнок, то же самое. ѕосидеть с ним, обсудить: адекватно ли вели себ€ герои, что они хотели и что получили, как можно было бы иначе. Ёто на самом деле очень интересное и увлекательное зан€тие. ”дивительно, что так делают нечасто.

–убрики:  »деи и мысли
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку