-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 40052

Влияние родителей на выбор религии ребёнка

Суббота, 06 Декабря 2014 г. 16:25 + в цитатник

На своих лекциях Константин Михайлов упоминал, что среди религиоведов принято утверждение: «Религия передаётся через мать». Этим отчасти объясняется победа в Древнем Риме христианства над более популярным в то время митраизмом — сугубо мужской религией.

Недавно, после лекции о первых веках христианства, мы обсуждали этот вопрос с точки зрения возрастной психологии: в каких пропорциях мать и отец влияют на воспитание и чем вызвано преимущество матери в религиозных вопросах? Я высказал предположение, что дело не в гендере, а в количестве часов, которые родитель проводит с ребёнком: в патриархальном обществе (а Древний Рим был исключительно патриархален) на мать скорее всего и ложится всё взаимодействие с детьми до какого-то возраста. И дети получают от матери полный комплект убеждений — просто потому что больше неоткуда.

Проверка публикаций на эту тему показала, однако, ещё более интересную и труднообъяснимую картину. 

В 90-х годах XX века, в Швейцарии проводилось масштабное исследование влияния родителей на выбор религии ребёнка. Если вкратце, то оно показало следующее:

Неважно, ходит ли в церковь мать — ребёнок будет поступать, как отец.

На графике это выглядит так:

church attendance stats/1417872315_church_attendance_stats (484x578, 133Kb)

Если в церковь регулярно ходят и отец, и мать (1), то ребёнок ходит туда не так часто, как было бы, если бы мать ходила в церковь редко (2), или и вовсе не ходила (3).

Если службы регулярно или нерегулярно посещает только мать (4, 7), то ребёнок на это не ориентируется. Но если отец ходит в церковь регулярно (1, 2, 3), то дети в 30-40% случаев следуют за ним. Интересно, что нерегулярное посещение церковью отца влечёт за собой более частое аналогичное поведение детей, только если в церковь не ходит мать (6).

Существуют аналогичные исследования и для США — причём как для католиков, так и для протестантов. Упоминаются и опросы для иудаизма и ислама. Выборка небольшая, всего двести семей, но результат схожий: роль отца велика.

С чём связано такое отцовское влияние? Первые две вещи, которые приходят в голову:

  1. Посещение церкви не равно вере.
  2. Отец может дать по попе, если ребёнок не идёт в церковь.

Телесные наказания очень ограничены в Швейцарии и во многих странах: их применение может привести даже к изъятию ребёнка из семьи. Поэтому я бы не рассматривал это как определяющий фактор, по крайней мере, для западных стран. 

С верой сложнее. К сожалению, я не могу найти оригинал швейцарского исследования, а из статьи в Вики непонятен возраст детей — если «20-49 лет» относятся и к ним, то уже более вероятно, что человек ходит в церковь по своей воле. Причины опять же могут быть разные. В некоторых исследованиях утверждается, что в долговременной перспективе религиозные предпочтения коррелируют не столько с верой родителей, сколько с верой друзей человека. Но тут скорее обратная корреляция: человек выбирает себе круг общения, соответствующий своим ценностям. С детьми же ситуация неясная. Но пока это исследование лучшее из того, что я нашёл, и стоит принять его во внимание.

Высказывалось предположение, что если родители разведены, то ребёнок скорее предпочтёт провести выходные с папой, чем пойти в церковь — но а) возраст выборки; б) вряд ли это прям так часто встречается, чтобы повлияло на статистику.

Обсуждая религиозное воспитание, следует помнить, что это не атомарный и не одномоментный процесс. Хотя разные направления психологии расходятся в описании стадий развития ребёнка, все в общем согласны с тем, что какие-то стадии есть, и психика развивается от простого к сложному — от базовых знаний об окружении, до сложной системы убеждений о себе и мире. Характерные примеры — очень известная периодизация Эрика Эриксона и связанные с ней Фоулеровские стадии развития веры. Последняя модель критикуемая и спорная, особенно для описания стадий после пубертата — но ранние стадии на мой взгляд достаточно репрезентативны. Приведу их в своём изложении, с комментариями. 

  • Стадия 0. «Изначальная или Недифференцированная». От рождения до 2 лет (все возрастные периоды, разумеется, условны). Базальная безопасность и уверенность в мире: защитят ли тут, или мир в принципе жесток. Следует добавить, что хотя существующие исследования показывают, что ребёнок не запоминает то, что с ним происходило в возрасте до трёх лет, имеется в виду в первую очередь вербальная и произвольная память, а не то, что до трёх лет можно творить с дитём что угодно, всё равно память сотрётся. Наоборот — в этот период закладывается мощнейший фундамент, на котором будет строиться вся структура личности — фильтры, через которые позже будут преломляться все слова и действия окружающих. Если мир «злой и безжалостный», то конечно это окажет огромное влияние на образ бога — какую бы религию позже не передали ребёнку родители. Ведь вариативность возможна в любой религии. Достаточно вспомнить, как разнятся описания христианского Бога — от доброго и всепрощающего, до жестокого и карающего.
    Важное добавление про память: по исследованиям, ребёнок способен вспомнить то, для чего у него есть слова на момент получения сенсорного опыта. Даже если впоследствии ребёнок узнаёт нужные слова, он всё равно не может вспомнить то, что ими теперь описывается. Поэтому рекомендуют разговаривать с ребёнком, обсуждая только что случившиеся события. Сходили в зоопарк, поговорили о зоопарке. Тогда у ребёнка лучше сохранятся воспоминания. Многие родители так делают интуитивно. В религиозной части ситуация скорее всего аналогичная: ребёнку сделали хорошо, мама или папа сказали: «это Бог тебе помог», ребёнок запомнил — это сочетание слов = «хорошо». Позже слово «Бог» он будет применять и к другим случаям со схожим эмоциональным наполнением, а там и формировать под него ощущения.
  • Стадия 1. «Интуитивно-проективная». От трёх до семи лет. Нет особых барьеров между сознанием и бессознательным. Религия познаётся через опыт, истории, образы (см. выше про речь) и через общающихся с ребёнком людей. В этот период дети формируют большую часть убеждений об окружающем, но эти убеждения пока часто деперсонифицированы («просто так устроен мир»). Детская психика в этот период очень пластичная, и «стратегия реальности» ребёнка ещё плохо сформирована. Это значит, что ребёнок не всегда хорошо отличает плоды воображения от реальности. Т.е., ребёнку легко убедить себя (а часто и других детей) в том, что под кроватью спрятался медведь. А родителям легко убедить ребёнка, что на небесах кто-то есть. Собственно, слово «убедить» сюда не вполне подходит: в этот период ребёнок некритически копирует картину мира у значимых людей (обычно это родители и другие родичи, но могут быть и другие дети, кино- или литературные герои). Такой импринтинг очень полезен эволюционно и чем-то похож на загрузку знаний и умений в голову Нео в «Матрице». 
    Есть и тонкости. Судя по всему, ребёнок — не tabula rasa, не «пустой сосуд»: у него есть свои врождённые предпочтения. В какой мере что определяется генетикой, вопрос пока не до конца ясный, сейчас появляются новые интересные исследования на эту тему. Но что-то точно есть. Пинкер упоминал две очень важных, судя по всему, врождённых особенности, характерные для всех детей: спонтанная телеология и разделение на «добро» и «зло». Это значит, что дети склонны искать «виновника торжества» у любого явления (кто дует ветер?) и оценивать его дихотомически по шкале «плохой/хороший». Думаю, не нужно объяснять, какое подспорье это для любой религии.
  • Стадия 2. «Мистически-буквальная». От семи до двенадцати лет. Сильная вера в закон, правила, и во взаимность вселенной. Боги почти всегда антропоморфны. На этой стадии дети часто понимают метафоры буквально, без иносказаний. В этом возрасте начинают формироваться убеждения о месте ребёнка в окружающем мире — не просто «как устроен мир», а «кто в нём я, и кто окружающие». 
  • Стадия 3. «Синтетически-обыденная». От двенадцати до зрелости (видимо совершеннолетие). Согласие с религиозными авторитетами и развитие персональной идентичности, если по Фоулеру. Я бы сказал, что в первую очередь в пубертате ребёнок ищет свой место в социуме, причём в ближайшем. Часто пробуя его на зуб. Это тот самый пресловутый «подростковый период» нонконформизма. 
    Развиваются соответствующие убеждения типа «тварь я дрожащая или право имею» и «кто в доме Ленин». 
  • Стадия 4. «Индивидуалистски-рефлективная». 25-40 лет. (Здесь и далее Фоулер скорее описывает «идеального верующего» своей конфессии, поэтому описания не так интересны). Человек берёт на себя ответственность за свои чувства и убеждения. 
  • Стадия 5. «Связующая». «Кризис среднего возраста». Признание парадоксальности и трансцендентности бытия.
  • Стадия 6. «Универсализированная». Просветление.

Описанные стадии не говорят впрямую о роли именно отца, однако есть другие исследования о влиянии образа родителя мужского пола на образ бога — фактически, перенос первого на второе. Подобное описывал Фромм в «бегстве от свободы» на примере Лютера и Кальвина. Так же в «Кризисе психоанализа» в главе «Теория материнского права и её соотношение с социальной психологией» он рассматривал влияние семейной модели отношений на убеждения об устройстве государства. Патриархальная семья с суровым отцом во главе = патриархальное государство с Царём-батюшкой сверху. Думаю, отсюда один шаг до Бога-отца. 

 

Возвращаясь к победе христианства над митраизмом, интересно, чем именно отличался детский быт Древнего Рима от современности, что это повлекло за собой радикальное усиление влияния матери? Вопросы такие:

  1. Откуда информация о передаче религии через мать и насколько она достоверна, универсальна для древнего мира? 
  2. Как матери, отцы взаимодействовали с детьми на всех описанных выше стадиях? 
  3. Были ли другие референтные группы на каждой из стадий?
  4. Если п1 не подтверждается, то какие ещё могут быть причины торжества христианства?

 

Рубрики:  Психология
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку