-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в akry

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 40060


я понимаю современное искусство

ѕ€тница, 22 јвгуста 2014 г. 11:46 + в цитатник

v2 от 08/10/2014

Ќа AdMe по€вилась†стать€ Ђя не понимаю современное искусствої.†

ј € понимаю.

—овременное искусство очень разное. “от его аспект, о котором говоритс€ в статье, наверное, самый зримый Ч и точно самый раздражающий. ѕо большей части под современным искусством недовольными им понимаетс€ процесс, в котором†не умеющие рисовать и фотографировать восхищаютс€ не умеющими рисовать и фотографировать, но сумевшими втеретьс€ в доверие к таким же неспособным к искусству кураторам и накропать Ђконцепциюї, которую кураторы развесили на услужливо подставленные уши потребителей. » это правда. Ќо не вс€, Ч только часть огромного панно. » не всЄ в нЄм так мрачно.

ѕерсонажи в нашей пьесе такие:

’удожники и Ђхудожникиї. “е, кто твор€т по внутреннему позыву и те, кто твор€т по внешней конъюнктуре. » те, и другие могут быть талантливы (вспомним бессребреника √ауди и сребреников-миллионщиков†ѕикассо с ƒали). Ќо неконъюнктурные†таланты редко†добираютс€ до публики, а конъюнктурных†всЄ равно не хватает, чтобы заполнить выставки и галереи. “ут бы кураторам совершать рейды в поисках первой группы, но они идут по принципу наименьшего действи€, выбира€ среди активно лом€щихс€ к ним конъюнктурщиков, независимо от их умений.†

 лючева€ особенность: есть таланты в любом жанре и есть гораздо больше бездарностей.†

 

Ђ’лопальщикиї aka арт-критики и кураторы. ћногие из них без запинки перечисл€т всех прерафаэлитов и разбуженные посреди ночи, расскажут, чем импрессионизм отличаетс€ от экспрессионизма. Ёто восхищает. ћногие из них ничего не понимают в том, что такое красиво, зато очень цен€т сложные словеса. Ёто не восхищает. ѕочему так сложилось, € писал здесь, а “ом ¬ульф Ч здесь.

 лючевые особенности: 1) знание об искусстве Ч штука нужна€ и важна€. 2) —кальпель и математика не замен€т таланта. Ќо могут за туманной завесой из красивых слов скрыть его отсутствие.†

 

Ђ упцыї aka галеристы.†Ќичего личного, детка, это бизнес. Ќужно купить, потом раздуть стоимость, потом может быть продать. ∆юдит Ѕенаму-ёэ описала этот процесс в своей книге Ђ÷ена искусстваї. ƒл€ нас будет достаточным пон€ть

ключевую особенность: стоимость произведени€ не имеет пр€мого†отношени€ к его художественной ценности в бытовом понимании (т.е., к красоте). ј часто не только пр€мого, но и никакого.

–азумеетс€, € рисую здесь некоторые массово распространЄнные типажи. ≈сть и талантливые арт-критики, и замечательные тонко чувствующие галеристы. ¬ каком-то количестве. » все эти†профессии нужны и полезны. ѕроблемы, как обычно, от применени€ лекарства не по рецепту.

 

 онцепци€.†≈й € уделю особенное†внимание, потому что она важна. ћожет показатьс€, что € пренебрежительно†отношусь к концепции. Ќет ничего более далЄкого от правды! я очень уважаю концепцию концепции. ¬едь что она такое? ѕо сути, это обобщение и структурирование практического опыта, модель дл€ создани€ нового Ч почти как в научной теории. Ѕез модели все красивые находки вал€лись бы хаотичной кучей как вещи у мен€ в шкафу. ’ороша€ концепци€, как и теори€, не только описывает уже сделанное Ч с этим справл€ютс€ и гороскопы Ч она помогает создавать новое.  убизм помог докопатьс€ до сути образа: какой минимальный набор визуальных черт делает объект объектом? »мпрессионизм в числе прочего показал важность эмоционального почти буддистского Ђздесь и сейчасї дл€ скетча Ч да, он быстро себ€ исчерпал, но сама иде€ осталась и здравствует†и поныне. » так можно ещЄ долго говорить про разные направлени€. ’ороша€ концепци€ расшир€ет наши возможности и представлени€ о мире, за это мы еЄ любим.

Ќо есть важное отличие концепции в искусстве от теории в естественных науках. ¬ искусстве нельз€ проверить результативность концепции пр€мым экспериментом. “ут†она больше похожа на математические построени€, с примесью социологии и психологии. ¬ последнем пр€четс€ капкан: можно придумать любые критерии, которым должна удовлетвор€ть концепци€, в том числе и не имеющие никакого отношени€ к привычным нам красоте и техничности. ј потом социальными и маркетинговыми†методами вдолбить в мозги зрител€м, что именно это и круто. Ќапример, круто не когда визуально и без по€снений красиво, а когда с разбегу об стенку. »ли когда всЄ только одной краской. »ли когда предельно плоско, чтобы из холста ничего не выступало. »ли когда каждый мазок нанос€т, дико крича. (Ќе думайте, что € стебусь Ч это реальные случаи). „то интересно, никакого способа опровергнуть такие концепции†не существует по определению.  руто Ч то, что люди считают крутым. ј каким образом они пришли к этому, дело дес€тое. “о есть если многие дружно восхищаютс€ Ђдерьмом художникаї, то по факту это произведение (может стоило поставить кавычки?) в совокупности со всем пиаром и шумихой вокруг него воздействует на (не успевших увернутьс€) зрителей эмоционально и интеллектуально. „то и делает его арт-объектом. Ёто может не нравитьс€ кому-то (и мне это не нравитс€), это может вызывать насмешки и восклицани€ Ђкуда мы катимс€ї Ч но факт есть факт. Ќе надо думать, что Ђв старинуї было принципиально иначе: было похоже, только стандарты задавала в основном ÷ерковь, и больше удел€лось внимани€ визуальной компоненте.

ѕрисобачить концепцию можно к чему угодно. ј уж если удастс€ еЄ продать кураторамЕ  ураторы ведь тоже ориентируютс€ не на красоту, а на Ђактуальностьї. ѕричЄм под актуальностью может пониматьс€ что угодно: от оценки затрат на продвижение и последующее обогащение за счЄт произведени€ до резонанса†с†какими-то тайными струнами души куратора.

ѕоэтому изр€дна€ часть моих претензий к модерн-арт-дискурсу†в том, что вышеописанным образом в умах всех участников идЄт эрози€ Ђклассическогої понимани€ искусства, как чего-то визуально красивого и при€тного Ч и пон€тного без чтени€ заумных статей. Ћюди путают выражение концепций с самосто€тельными самоценными произведени€ми. “ом ¬ульф предложил четно называть это Ђлитературойї, и он во многом прав: если основной фактор воздействи€ у нас чтение, то это Ђкнижка с†по€сн€ющими†иллюстраци€миї, а не картина или скульптура. Ќо у термина Ђлитератураї уже есть своЄ застолбленное пространство, и жест€ные банки с этим-самым туда не очень вписываютс€.†

¬сЄ сказанное, однако,†не отрицает новых форм. Ќельз€ консервироватьс€ в том, что есть, всегда полезно пробовать границы. ¬се интересные и сейчас Ђклассическиеї направлени€ были созданы именно так, и часто вызывали отторжение у современников. ¬ажно только не перегнуть палку и не начать презрительно относитьс€ к Ђклассикеї. „то, замечу в скобках, в устах зрителей есть про€вление невежества и снобизма; а в устах художников Ч маркетинговый инструмент продвижени€ своих произведений.

 лючева€ особенность: концепци€ важна, но важна не только концепци€. » важна именно генеративна€, порождающа€ концепци€, а не просто описательна€.

 

ѕонимание.†ѕод Ђпониманиемї понимаетс€ много разных вещей. ѕеречислю некоторые:

  1. ѕонимание как Ђприн€тиеї. ќдобрение.†
  2. ѕонимание как освоение модели.  ритерий Ч генеративность, умение создавать что-то по этой модели. »ли хот€ бы пон€ть, предсказать, как можно создать.
  3. ѕонимание как внутреннее чувство Ђпонимани€ї. ћожет не иметь никакого отношени€ к модели и по сути, просто эмоци€, а не усвоение.
  4. ѕонимание как соврать Ђкажетс€, € понимаюї. ¬ отличие от первого, здесь играет роль социальный аспект. Ќо об этом позже, когда перейдЄм к описанию зрителей.

 огда бросают: Ђ“ы не понимаешь современное искусствої, часто путают первый тип понимани€ со вторым. я могу прекрасно понимать концепцию (2 и 3), но она мне не нравитс€ (1). ј могу не понимать модели (2), но картина всЄ равно зацепит (1). Ёто вообще несв€занные между собой вещи. ¬торое прочтение Ђпонимани€ї важно в первую очередь дл€ других художников, но и продвинутым зрител€м пригодитс€ хот€ бы на базовом уровне.†

„увство же понимани€ (3) дво€ко. — одной стороны, упрощЄнные модели очень хороши дл€ Ђвхода в темуї. Ќапример, экспозицию, диафрагму и выдержку в фотографии часто объ€сн€ют на примере полуприкрытого крышкой наполн€емого дождЄм ведра. — другой стороны, такое понимание может создать иллюзию Ђда € всЄ уже знаю!ї, и сослужить этим плохую службу. ¬сЄ-таки, упрощЄнна€ модель не зр€ называетс€ ЂупрощЄннойї. ѕоэтому тут важно держать в уме: Ђƒа, € вроде бы в какой-то степени на базовом уровне понимаю, но если захочу зан€тьс€ серьЄзнее, то мне ещЄ копать и копатьї.

 лючевые особенности: 1) понимание не означает автоматического прин€ти€, прин€тие не об€зательно означает понимание. Ёто независимые друг от друга вещи. 2) Ћюди склонны придумывать как бы рациональные объ€снени€ своим иррациональным предпочтени€м. „ем Ђпрокачаннееї человек в области искусства, тем больше у него дл€ этого возможностей.

 

ѕроизведение, арт-объект. ¬ узком смысле: картинка, видеоролик или скульптура. ¬ современном широком смысле: вс€ совокупность воздействий на зрител€. —татьи в прессе, подпись, внешний вид галереи, ценник, рассказы с придыханием о биографии художника, перечисление его мук при создании произведени€, запах картины, рамка, другие зрители вокруг, мода. ћожно сделать арт-объектом восход солнца (или ремонт провала), пение в церкви,†фотки своего котика. ј можно олитературить вино. –езонно задать вопрос: почему тогда не за€вить, что всЄ вокруг нас Ч арт-объект? ¬полне можно. —обственно, некоторые к своей жизни так и относ€тс€. ѕо сути,†арт-объект Ч то, что называетс€ автором как арт-объект (есть громкое слово Ђосмысливаетс€ї).   нему желательна (но необ€зательна) концепци€.

ЂЌо как можно ставить в один р€д произведени€ –ембрандта и вс€кую биеннале?!.ї Ч да запросто. Ќикто же не говорит, что произведени€ должны быть равноценными. ≈сть†пение  арузо и пение васи пупкина Ч и то, и другое мы называем пением. Ќо одно ценим больше, чем другое.  то такой этот  арузо, в конце концов. —уществует бытовое представление о культуре, как о чЄм-то об€зательно красивом и хорошем. ¬ научном же дискурсе, культура Ч вс€ совокупность прин€тых в социуме ценностей, убеждений, предпочтений.  ирилл –азлогов в своей мини-лекции очень хорошо описал эти стереотипы. — произведени€ми искусства та же ситуаци€. ƒа ¬инчи рисовал и ѕоллок рисовал. „то кому нравитс€ Ч вопрос во многом личных предпочтений. ј что они часто формируютс€ теми самыми галеристамиЕ Ќу так не всем суждено уметь мыслить самосто€тельно, что поделать.

 лючевые особенности: 1) арт-объект Ч то, что хоть один человек назвал арт-объектом. ƒаже если он нам не нравитс€. Ќо чтобы о нЄм узнало больше людей (и чтобы он обрЄл цену в звонкой монете), надо, чтобы арт-объектом его (по любым причинам) назвал не абы кто, а Ђлидеры мненийї Ч галеристы и критики. 2)†ЂЌравитс€ї может зависеть от множества факторов, среди которых может быть как более-менее объективна€ оценка качества, так и какие-то персональные ассоциации.

 

«рители. ƒумаю, что имеет смысл обсуждать здесь только тех, кто в той или иной степени интересуетс€ современным искусством. ѕотому что с не интересующимис€ в целом всЄ €сно: ЂЌичего непон€тно, и € сам так могу нарисоватьї (отчасти они правы, но только отчасти Ч см. выше про концепцию).†

√руппы зрителей можно описать через то, какие Ђпонимани€ї (см.) у них присутствуют. ”словно, можно выделить следующие кластеры:

  • Ђћне нравитс€, хорошо понимаю модельї и Ђѕонимаю концепцию, но не нравитс€ї. я объединил эти два случа€, потому что какие к ним могут быть вопросы? » те и другие†имеют право на эмоциональный выбор, и их нельз€ упрекнуть в том, что выбор этот от незнани€. ≈сли вы действительно интересуетесь искусством, имеет смысл инвестировать своЄ врем€ и силы, чтобы что-то про него пон€ть. Ёто усилит удовольствие от воспри€ти€. »ли хот€ бы от критики, если воспринимаемое не понравилось.
  • Ђћне кажетс€, € понимаю, а может не понимаю, но чем-то цепл€етї. ‘актически, большинство. Ђќй ¬ань, гл€ди-ка, акробатики!ї, Ђѕрикольненько тут голубеньким фиганулиї. Ёта категори€ порой†пересекаетс€ со следующей.
  • Ђћне важно быть "в тренде", даже если € не понимаю и не нравитс€ї. ѕотребление Ч один из способов демонстрации социального статуса. ѕотребл€ть можно как предметы одежды, так и музыку, и театр с балетом, и произведени€ искусства. ѕотребление часто становитс€ маркером Ђсвой-чужойї: Ђ ак, вы не читали последнюю ƒарью ƒонцову?.. ќй, простите, ElleЕ “ьфу ты, ѕелевина.  онечно ѕелевина. Ѕориса Ўалвовичаї.†“акой†интеллигентский способ сказать: Ђ“ы чЄ, не с нашего раЄна? —емки, айфон, сильфида е?ї, Ч с последующей обструкцией в случае неверного ответа. (ќбратите внимание, что обладание айфоном важно в таких на первый взгл€д разных социальных группах). —колько людей в этой категорииЕ ѕросто скажите себе честно, как часто вы ходите смотреть модерн-арт (театр etc) потому что вас от него реально плющит и колбасит, а не потому, что Ђтак надої, Ђмои знакомые†так делаютї и Ђтам правильна€ тусовкаї.

“акое разделение полезно в первую очередь дл€ того, чтобы понимать, кого и про что слушать. —уждени€ первой группы†людей стоит слушать внимательно Ч даже если их оценка расходитс€ с вашей. “ем более, если расходитс€. —уждени€ второй группы говор€т об их онтогенезе, но не о концепции и не о произведении. “реть€ же группа Ч лакмусова€ бумажка моды и индикатор эффективности усилий арт-критиков и галеристов.†

ќсобенно же интересны суждени€ тех, кто сам что-то умеет.  онечно это не истина в последней инстанции: тот, кто умеет рисовать, тоже человек, со всеми человеческими слабост€ми. Ќо это будут мысли и оценка практика, а не теоретика. ¬згл€д Ђизнутриї.

 лючевые особенности: 1) вы†не об€заны любить всЄ с €рлыком modern art (и вообще с любым €рлыком).  ультурность не тождественна безогл€дному одобрению Ч наоборот, неразборчиво вслед за толпой лайкать всЄ лишь за лейбл, это бескультурье. 2) ≈сли вы не видите смысла, его может и не быть. ј может и быть. ¬сегда допускайте, что вы что-то не пон€ли Ч или наоборот, придумали то, чего нет. 3) ¬ы имеете право на любое своЄ мнение. „тобы оно было более веским, полезно учитьс€ и разбиратьс€. 4) ћожно довер€ть авторитетным в этой области персонам Ч но†даже их мнение не есть абсолютна€ истина.†

 

—уммирую. »скусство жило, живЄт и будет жить. ќно посто€нно мен€етс€ и часто новые, экспериментальные его формы вызывают непри€тие у многих. Ќо без этого искусство невозможно, оно выродитс€ в бесконечное повторение одних и тех же штампов, copy-paste. ѕо р€ду социальных причин в последнюю сотню†лет†искусство коммерциализировалось, что породило спрос на маркетинговые методы Ч порой в ущерб собственно искусству как созданию новых моделей воздействи€ на зрител€ (либо можно считать, что искусство перешло в маркетинг Ч что бенефициары этой системы конечно будут €ростно отрицать). ќднако даже за всем этим бизнес-шумом есть действительно хорошие произведени€, и их имеет смысл искать и отмечать Ч как зрител€м, так и тем кураторам и арт-критикам, дл€ которых искусство не менее ценно, чем социальный статус и кошелЄк. ƒл€ этого полезно учитьс€ понимать, о чЄм же идЄт речь Ч и раздел€ть Ђпониманиеї и Ђприн€тиеї. „то означает отказ от бездумного восхвалени€ всего, что выставлено Ч даже если дифирамбы поют маститые критики. ѕон€ть, оценить, и согласитьс€ с оценкой. »ли не согласитьс€. Ќо не потому, что лева€ п€тка так захотела Ч а осознанно.

 

¬идеть и понимать

–убрики:  »деи и мысли
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку