-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в akry

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 40060


ѕам€тка публичному лектору

—уббота, 22 ћарта 2014 г. 00:34 + в цитатник

¬ последнее врем€ € как-то особенно много хожу на публичные лекции и учусь на онлайн-курсах Ч российских и иностранных. » кажетс€ начал лучше осознавать масштабы бедстви€ в нашем образовании. ћне очень нравитс€, что сейчас реально много мест, где можно бесплатно или за небольшие деньги чему-то научитьс€. Ѕольшое за это спасибо. ѕри этом € не могу не заметить, что многие лекторы наступают на одни и те же грабли. ќни берут очень интересные, часто восхитительно захватывающие темы, но подают их так плохо, что аудитори€ уходит разочарованной. »з своего тренерского опыта € хочу сформулировать дес€ть пунктов, затрагивающих наиболее часто встречающиес€ проблемы.

1) ѕридерживайс€ темы. јудитори€ Ч не психоаналитик, а ты не пациент. “ы ведЄшь лекцию, а не лежишь на кушетке, поэтому не грузи всех потоком сознани€, вольными ассоциаци€ми и политической позицией. ќни никому неинтересны, и не делают теб€ круче. ≈сли хочешь показать, что ты с темой Ђна тыї, лучше дай еЄ так, чтобы люди еЄ пон€ли.

2) –ассказывай, что знаешь. » знай, что рассказываешь. ≈сли ты вз€лс€ и огласил программу, то аудитори€ ждЄт не полутора часов творческого поиска, а информации в доступном им виде. ≈сли ты конечно заранее не предупредил всех. “ы не об€зан знать всЄ на свете и нормально будет честно признатьс€, что на какой-то вопрос ты ответить пр€мо сейчас не можешь, тебе надо собрать информацию. Ќо только не по основной теме!

3) «най минимум на уровень глубже, чем рассказываешь. Ќе должно возникать ситуации, когда люди хот€т в конце сказать: Ђ—пасибо лектору, что поделилс€ с нами своими скромными знани€миї.

4) ѕридерживайс€ одной нити рассказа.†“ы уже владеешь темой и поэтому можешь отвлечьс€ на нюансы и Ђна самом деле всЄ сложнееї. Ќо аудитори€ то не владеет, люди поэтому к тебе и пришли. ѕоэтому никаких оффтопиков. —перва тема, в первом приближении. ќстальное Ч после лекции, или на отдельной Ђлекции дл€ продвинутыхї.

5) ≈сли аудитори€ не задаЄт тебе вопросы, она или всЄ пон€ла, или ничего не пон€ла Ч кроме того, что с тобой она и не поймЄт, а значит нечего и спрашивать. ”гадай, что случаетс€ чаще. ƒаже хорошо подготовившись, ты не можешь угадать всего. ѕроси обратной св€зи, расти реакцию аудитории и следи за ней, приучай их к тому, что вопросы Ч не формальность, а важнейша€ часть лекции. ј если вопросы по теме не задают и просто вежливо благодар€т, задумайс€, как ты сам создал эту ситуацию и хотел ли ты обратной св€зи действительно искренне.

6) ясно представл€й, что ты хочешь в итоге дать аудитории. » что дл€ этого нужно будет рассказать в какой последовательности. Ђ„Єткої Ч это не Ђну что-нибудь про C++ї, а Ђв конце лекции участники смогут осознанно написать на C++ "Hello, world!" и будут понимать общие принципы построени€ программы на этом €зыке: такие-то и такиеї.

7) „Єтко понимай, какими знани€ми аудитори€ уже обладает и какими навыками владеет. » опирайс€ только на то, что уже есть и что сам дал. ј незнакомые термины, которые не нужны дл€ лекции, не употребл€й Ч они запутывают. Ђ» там ещЄ облако ќортаї Ч все ли знают, что это такое? Ђћол€рна€ масса Ч масса одного мол€ веществаї Ч все ли на курсе дл€ начинающих знают, что моль не только ест шубы, но ещЄ и единица измерени€ количества вещества? ¬ыпиши перед лекцией список терминов и придумай к ним простые ЂтрЄхпальцевыеї определени€. —ам же лучше поймЄшь, о чЄм рассказываешь.

9) ћеньше формул, больше сути. ќбычно этим грешат начинающие учЄные: выход€т и, бубн€ под нос, исписывают формулами три доски. Ќо публичные лекции Ч не симпозиум, если кто-то из аудитории захочет нырнуть вглубь, весь »нтернет к его услугам. √ораздо важнее формул, передать глубинное понимание, как оно там устроено. ѕередать с помощью простых бытовых примеров, аналогий, доступных этой аудитории. ≈сли ты не можешь сделать этого без формул, не веди публичные лекции Ч ты пока не знаешь эту тему достаточно хорошо.

10) ¬овлекай. ѕокажи, почему то, что ты рассказываешь, теб€ самого захватывает. ¬ каждой теме есть изюминка, что-то, ради чего ты и зан€лс€ этим вопросом. Ќо другие то этого пока не знают! » чтобы они это прочувствовали, одной информации мало. Ђ атализ в химииї Ч неспециалисты при этих словах убегут по стенке босиком. ј ты покажи, как без работ по катализу не было бы XX века: как мы страдали бы от голода, если бы не научились производить удобрени€, как мы не смогли бы так свободно ездить и летать без изобретени€ крекинга Ч переработки нефти в бензин и другие полезные вещества. ƒонеси, какие образы пронос€тс€ перед твоими глазами и от чего захватывает твой дух: ты проводник в новый мир, а не робот-информаторий!†

 онечно список этим не исчерпываетс€. ”верен, что коллеги по тренерскому цеху могут его дополнить большим числом пунктов. Ќо начните хот€ бы с этого.†

¬ажно понимать: знание темы и умение донести тему Ч не одно и то же. »з второго первое автоматически не следует. ѕоэтому если ты вз€лс€ преподавать, отнесись к этому не как к продолжению известной тебе области знаний, а как к чему-то совершенно новому, что нужно изучать, и в чЄм ты скорее всего новичок. ѕоверь, спектр навыков и знаний, необходимых дл€ качественного (подчЄркиваю: качественного!) преподавани€ очень широк и в большинстве случаев не пересекаетс€ с той областью знаний, в которой ты уже компетентен. »щи курсы, читай книги, тренируйс€. Ќа тебе ответственность. “ы же не просто так: ты теперь из тех, кто выбрал помогать люд€м стать лучше!

–убрики:  »деи и мысли
ћетки:  



€ем   обратитьс€ по имени —уббота, 22 ћарта 2014 г. 01:23 (ссылка)
а на что ходишь, чего учишь-читаешь?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 22 ћарта 2014 г. 23:41ссылка
¬ последние мес€цы из MOC на ”ниверсариуме курс химии, Ђѕоиск и выбор бизнес-идеиї. » скоро будет Ђ‘илософи€: искусство создавать проблемыї, Ђ¬ведение в практическую электроникуї.
Ќа Coursera идЄт A History of Art и скоро будет Introduction to Public Speaking и Art & Activity: Interactive Strategies for Engaging with Art.
Ћекции Ч замечательный курс истории религии у  онстантина ћихайлова (это уже несколько лет). Ћейонис ван ’ааске ведЄт очень любопытный цикл истории —редневековь€, рекомендую. » по мелочи разные одиночные лекции по физике, искусству, философии. ¬от тут качество здорово варьируетс€, увы. ѕри том что лекторы тему €вно знают, восприн€ть сложно, даже если ты знаком с предметом. “еорию относительности объ€сн€л членкор –јЌ, теорфзик, без вопросов спец. »Е†Ќу в общем, многое, что € здесь написал.

ј книги и статьи читаю в основном по бизнесу. ќрганизационные преобразовани€, KPI, системы оценки, обучени€ и мотивации, цели и стратеги€, и т. п. Ёто когда не халтурю и не ползаю по фейсбукам/новост€м/развлекательному чтиву :)
-Ћанта-   обратитьс€ по имени —уббота, 22 ћарта 2014 г. 01:50 (ссылка)
ѕоследнюю фразу € повторила бы многим нашим коллегам по цеху. —ебе - в первую очередь.

ќтмечу, что количество вопросов от аудитории в нашем случае (провинциальный вуз с изр€дной нехваткой студентов) напр€мую зависит от качества этой самой аудитории. Ћюди не раскачиваютс€ задавать вопросы, ибо им просто неинтересно, им нужен "плюс" в ведомости посещени€ зан€тий, и хватит. Ёто касаетс€ прежде всего студентов-очников; заочники, как правило, мотивированы и часто задают вопросы.
я в первые годы работы даже вводила такую форму итогового контрол€ на очном отделении: человек получал зачет, если в течение курса он задаст 7 (семь) вопросов по теме. ”вы, ни одного такого человека ни разу не нашлось, и € прекратила эту практику.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 22 ћарта 2014 г. 23:46ссылка
”вы, насильно мил не будешь. Ќу или постаратьс€ надо презр€дно. я то хожу на публичные лекции, где народ сам пришЄл и деньгу внЄс. ј значит уже как-то мотивирован. » лектору важно эту искорку раздуть, а не загасить.
Ќо когда € сам вЄл корпораты, мотиваци€ была одной из двух первоочередных и непростых задач. ¬тора€ Ч проблематизаци€: многие считали, что они и так всЄ знают и умеют. ¬ большинстве случаев, ошибочно.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку