-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей: 4917
Комментариев: 25572
Написано: 40060



Танец специального назначения

Вторник, 13 Августа 2013 г. 00:24 + в цитатник

 Dance United/1376433540_6840758483_18b26a9dac_z300x296 (300x296, 9Kb) 

видеозапись лекции

Эти люди берут трудных подростков и учат их танцевать. После чего многие из них обретают новую, куда лучшую жизнь. Причём не обязательно в танце, профессионально танцевать остаются лишь единицы, но остальные тоже находят себе место. Танцевать учат профессионально и качественно, не снижая стандартов — эти и подобные слова часто звучали на лекции. Возможно в этом и секрет. 

С каким же удовольствием я посмотрел и послушал людей, которые реально, по-настоящему улучшают наш мир. За всеми этими движухами, митингами, лозунгами и прочими симулякрами деятельности я как-то даже стал забывать, что люди, подобные Dance United или Упсала-Цирк тоже есть в нашем мире. И, может быть, благодаря таким, как они, мир пока ещё есть.

Но вернёмся к теме. Один из ключевых проблем современного западного (как минимум) мира — что делать с преступниками. Это часть более общей проблемы под названием «Как сделать, чтобы каждый мог самореализовываться не в ущерб другим, и что делать с теми, кто не хочет придерживаться правил общежития». Вообще, какая цель наказания? Какие есть варианты и какие у них особенности?

Вульгарная месть. Слаб человек, и эмоционально я тоже порой не свободен от подобных побуждений. Проблема в том, что тот, кому мстят, не всегда склонен считать месть справедливой — так устроен мир. Что порождает у него желание отомстить в ответ. Некоторые даже гордятся, как у них целые роды целыми столетиями не выходят из состояния перманентной войны друг с другом.

Справедливость. Восполнение причинённого вреда, «око за око». Та же проблема: кто будет судить и что делать, если не обвиняемый не согласится?

Страх будущего наказания. Тут мы впервые оторвались от прошлого и робко заглянули в будущее. На первый взгляд бихевористская идея вполне здравая: наказанный будет бояться совершать преступление из страха повторения наказания. А другие, глядя на него, не рискнут оступаться и в первый раз. Здорово, но не всегда подтверждается практикой. США и Европа уже вступили на этот путь лет тридцать назад: больше тюрем, жёстче наказания = меньше преступности. Но — упс! — преступности внезапно почему-то стало больше.  Резко больше. Возможно (и даже наверняка) среди причин были не только тюрьмы (см. гипотезу в «Фриканомике»), но игнорировать эту корреляцию мягко говоря неразумно. Поэтому Европа (и, в меньшей степени, США) осмелилась сделать ещё один шажок: одного наказания недостаточно для закрепления позитивного поведения. А тюрьмы часто выступают как мощнейшая «кузница кадров» для ролевых моделей — угадайте, каких. Ваш К.О. 

Стало быть, нужна не только негативная мотивация, и даже не только позитивная мотивация. Нужны альтернативные «кузницы», где будут прививаться правильные социальные модели. Что-то вроде Республики ШКИД. Конечно хорошо бы ещё и системно подумать над решениями. Что-то наверняка делается. Но пока политики борются с порнографией в Интернете и с геями под кроватями, простые люди не сидят в стороне — они делают то, что доступно им. Dance United и те, кто собрались там — одни из таких замечательных людей. 

Методы у них в общем то с технической точки зрения не представляют какого-то открытия. Они прямо об этом и говорят. Но Академия работает и работает эффективно. Я выделил такие ключевые факторы, благодаря которым система продуктивна:

  • Подростки чувствуют, что нужны кому-то. Причём важно: они нужны и взрослым, и своим товарищам. Если кто-то пропускает занятия, о нём беспокоятся. Учтите: это трудные, порой бездомные дети. И не то, чтобы это был их выбор и они не хотят иначе.
  • У подростков воспитывается ответственность. Через какое-то время обучения они сами отправляются в школы и учат детишек лет 10 основам танца. Понимая при этом, какое это непростое дело. Как сказал Леонид Тарасов, если человек учится только получать, а не давать, он не сможет полноценно жить в обществе. Собственно, это огромная проблема российских детдомов — кто слышал, знает, о чём я.
  • Подростки изначально не считаются «ущербными», «девиантными», «трудными». Прошлого нет, оно никого не волнует. Ты пришёл сюда и здесь ты танцор. Тебя будут учить хорошие учителя и будут требовать от тебя полной отдачи, 6 часов в день, 5 дней в неделю, несколько недель. И этот подход действует: во-первых, у подростков не остаётся времени на ерунду, такая напряжённая работа сдвигает точку сборки. Во-вторых, одна из бед «социалок», о которой много и хорошо говорили в обсуждении после лекции — изначальное отношение к инвалидам или трудным как к людям, не способным ни на что. Но такое снижение планки, при всей её внешней обоснованности, плохо сказывается на результате. Посмотрите на этот балет. Они не снижали стандартов. И достигли многого.
  • Связанно с предыдущим: к подросткам изначально относятся как к профессионалам. И учат их соответственно. С уважением. Но и с требованиями. Вместе с ними ставят цели их развития, роста ­ не навязывают, но обсуждают. 
  • Каждому даётся возможность для его «звёздного часа». Какое-то сольное выступление, проект. А это, помимо позитивной мотивации, значит, что не получится отсидеться в толпе.
  • Система слажена и выстроена. Это не просто энтузиасты, которые набежали, навалились и одолели. Судя по тому, что я слышу, групповая динамика простроена, за этим следят профессиональные психологи. Да что там, посмотрите на их сайт и всё увидите. Чётко, ясно, прозрачно. Чтобы такое сделать, нужно очень хорошо поработать и привлечь профессионалов.

В какой-то мере перечисленные вещи кажутся очевидными. Как и зарядка по утрам. Просто секрет успеха часто и кроется в таких очевидных вещах.

Кстати, это не единственный подобный проект. Посмотрите на зеков филиппинской тюрьмы строгого режима, делающих огромные танцевальные постановки. Это была одна из тяжёлых проблемных тюрем, с кровавыми бунтами. Сейчас надзиратели там даже не носят оружие. Немножко похоже на то, что было в фильме «Танго Либре» — посмотрите в трейлере танго в тюрме. Рекомендую фильм весьма.

В конце лекции задали вопрос, как насчёт Dance United Russia? Не знаю, возможно ли это, но было бы классно.

 

++ Статья Оли Зотовой про лекцию.

Рубрики:  Обзоры
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку