-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей: 4917
Комментариев: 25572
Написано: 40060



Религия, массовые символы и битва нестяжателей с иосифлянами

Среда, 18 Января 2012 г. 17:27 + в цитатник

Вчерашняя лекция по протестантизму была традиционно хороша. Хотя мне не хватало психологической компоненты — почему, хотя подобные тезисы высказывались тысячу лет, именно Лютер запустил «эффект домино»? Фромм, в «Бегстве от свободы» неплохо раскрыл эту тему, но Фромм, хоть и умнейший человек, всё-таки не мог полностью отодвинуть в сторону свои психоаналитические корни, так что ощущение недосказанности остаётся. Станислав Лем в одном из эссе исследовал вопрос, почему «технологическая революция» произошла именно в это время в Европе, несмотря на изобилие интересных открытий в самых разных областях и разных странах, задолго до Европы. Мне кажется, был бы интересным комплексный анализ этого периода, с точки зрения как религиоведческой, так и социально-психологической и системно-экономической. Такой анализ даст многое для понимания и сегодняшних процессов. 

Любопытные для меня параллели и новая информация:

  • Сходство протестантизма и салафитства (многим они больше известны, как ваххабиты). И те, и другие выступают против поклонения идолам, против лицемерия власти (в том числе и церковной), и за возвращение к первоосновам. В какой-то мере есть сходство и с иконоборцами, хотя там, помиимо этого, была масса других причин (легче обращать мусульман и иудеев в христианство, плюс борьба с усиливающимся влиянием Церкви). Кстати, сходство не заканчивается на вышеупомянутых вещах: если бы у Кальвина в Женеве была нефть, была бы у нас вместо Швейцарии ещё одна мрачная теократия, наподобие СА :).
  • Квакеры — богатейшая группа в США, обходящая по деньгам и мормонов, и иудеев. Многие бизнесмены стремятся туда попасть, но редко кому удаётся, приём новых членов давно по инвайтам, круче чем на Лепру.
  • New Age и протестантизм — почти ничего общего. Хотя мне кажется, что мистицизм у ньюэйджевцев сформировался не без влияния «мистических откровений». Но видимо это сказывается общее сходство человеческой природы.
  • Протестантские церкви — поле экспериментов. Некоторое из того, что там «обкатывается», со временем переходит и в другие конфессии.

 

Тема следующего вторника — массовые символы в религиях. Не в последнюю очередь, близкий к нам пояс Богородицы. 

И ещё: мы специально попросили Константина, чтобы он в один из следующих разов сделал тему «иосифляне и нестяжатели». Константин говорил, что нет спроса — так давайте его создадим! Потому что тема более чем интересная и актуальная для современной России. Нестяжатели (Нил Сорский) ратовали за простоту в быту, против «стяжания» церковью всякого имущества и земель. Иосифляне (Иосиф Волоцкий), как можно догадаться, выступали за богатство (конечно не только за него, оно прилагалось бонусом к консерватизму). Кто из них победил, мы все прекрасно видим по помпезных храмам, лимузинам, яхтам и часам за десятки тысяч долларов. Почему же они победили, как проходила борьба и какие последствия для всех нас это имеет — вот об этом Константин и расскажет. Если мы его хорошо попросим :)  Бонусом — непионерские костры и ковайные монастырские тюрьмы, для ценителей. Буде кто возжелает обозначить своё присутствие, вся инфа здесь.

Рубрики:  Интересное
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



Миямото_Мусаси   обратиться по имени Суббота, 03 Марта 2012 г. 23:33 (ссылка)
Фромм неверующий человек или не христианин. ПОэтому он свои мысли переносил на протестантизм))''Мрачная теократия'' это отлично, но замечу что Кальвина жители сами позволи, и потом не выгоняли. И оценивали эту теократию совершен но по разному. Для них это было поле ''свободы духа'' где можно было безбоязненно исповедовать протестантизм, было благочестие и т.д, а для не особо верующих, это был сущий ад, наверно)))А почему стала бы как СА?)

С Лютером там интересный момент.
1) Развились печатные технологии. И листовки Лютера могли быстро распространяться
2) Его поддержали немецкие князья.

А кто до Лютера особо высказывал такие идеи?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Марта 2012 г. 14:24ссылка
Что считала часть местных жителей Женевы, не совсем аргумент. Я как-то имел сомнительно удовольствие соприкоснуться с бытом нескольких сект, из общепризнанно неприятных. Где люди отписывают всё своё имущество, где дети умирают, потому что родители не пускают врачей. Для обитателей их секты были полем свободы духа, где можно было безбоязненно исповедовать то, что они хотели. Было и благочестие, с их точки зрения. Подозреваю, что подобное творится в любой, самой тоталитарной секте. Поэтому видимо полезны некоторые внешние критерии. В числе которых: насколько система способна к развитию, что делают с теми, кто не совсем вписывается в жёсткие рамки. По первому, исторический факт, что ни одна теократия не оказалась способной породить ничего, кроме вариаций идеократического концлагеря, где люди молятся, постятся и слушают радио «Радонеж». Если я что-то пропустил по незнанию, скажите. СА и подобные страны — не исключение, им просто повезло с нефтью и они смогли купить себе не ими сделанные достижения. Их заслуги в этом минимальны. Хороший пример, что стало с «исламской наукой», которой мусульмане очень гордятся. Стоило запретить в медресе изучение чего-либо, кроме Корана, как всё скатилось сами знаете с какого уровня сами знаете куда. Тут в конце пара ссылок, если интересны подробности.

Почему я считаю такую стагнацию вредной: общество, которое подобным образом закапсулировалось, не может адекватно и своевременно реагировать на изменения окружающей среды. Следовательно если отвлечься от «пусть мы всё умрём, зато праведниками», такой социум проигрывает более гибким соседям. В Теории систем говорится, что необходим баланс между жёсткостью и разнообразием. Слишком мало жёсткости, общество распадается. Слишком много жёсткости, общество погибает, не способное справиться с изменениями. Секты нарушают этот баланс в сторону жёсткости. Да, какое-то время они могут просуществовать. Особенно если они изолированы от мира; если всё-таки паразитируют на его достижениях (я видел много верующих, отрицающих науку, но мало — способных отказаться от медицины, метро и лифта); если это течения из прошлого, когда социум менялся довольно медленно.

До Лютера… Напирме, Уиклиф выступал против обогащения Церкви. Эразм Ротердамский тоже выступал на схожие темы. Мысль зрела на самом деле. Лютер просто в струю попал. Поэтому его и князья поддержали. Мне что интересно — будь во времена Лютера Интернет, он бы вообще повсеместно распространился?
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку