-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в akry

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 40049

ƒемпинг в фотосъЄмке

—реда, 08 »юн€ 2011 г. 20:12 + в цитатник

Ч –аскольников, ты зачем старушку убил? ” неЄ же всего 20 копеек былоЕ
Ч “ак ведь п€ть старушек, это уже рубль!

 огда мы говорим о расценках на фотографирование, надо понимать, что речь идЄт о трЄх не всегда соприкасающихс€ мирах. * Ќе о жанрах, их гораздо больше. ћожно попробовать отсортировать их по уровню творчества.

¬о-первых, это Ђпротокольна€ фотографи€їЩ. ‘ото на документы, фото на доску почЄта, фото трупа дл€ судмедэкспертизы и т. п. √лавные требовани€ к результату Ч различимость деталей, соответствие шаблону. Ќапример, Ђ13 см до глаз сверху, голубой фонї. »ли Ђвсе детки из группы сн€ты в лЄгкий полуоборот, голова занимает 60% кадраї. “ака€ съЄмка важна, нужна, но творчества в ней не так много.

¬о-вторых, Ђстандартна€ жанрова€ фотографи€їЩ. ∆анров, как € уже писал, много. » они очень разные. Ќо здесь ключевое слово Ђстандартна€ї. ’оть съЄмка портфолио, свадебна€ или предметна€ съЄмка безусловно оставл€ют простор дл€ креатива, но как показывает просмотр вещдоков сайтов, на этот простор многие†бо€тс€ поставить ногу. ѕоэтому требовани€ к результату схожи Ч соответствие канонам. Ѕолее сложным, не всем известным, но всЄ же канонам.

¬-третьих, Ђкреативна€ фотографи€їЩ. ¬ любом жанре. ќграничений нет сверху, но нет их и снизу. ќтличить крутой креатив от кал€-мал€ не могут даже профессионалы, чего уж говорить о любител€х. ѕоэтому в среде арт-критиков и художников давно было придумано правило: Ђ“ворческой €вл€етс€ работа, названна€ нами (арт-критиками и художниками) творческойї. ќбывателю остаЄтс€ только верить им на слово и украдкой †размышл€ть, чем так крут ЂчЄрный квадратї, если он сам может не напр€га€сь рисовать такое с выходом сто штук в день.

— ценообразованием в последнем случае проще всего: как бог на душу положит. ј в самом высоком ценовом сегменте Ч как большие д€ди решат. ƒа, это большой бизнес, похожий на политику и терроризм. Ѕизнес с активным манипулированием общественным мнением через —ћ», с созданием ценности из ничего, со своими крутыми игроками.

— протокольной фотографией тоже просто. –асценки достаточно устойчивы и на грани себестоимости дл€ фотографа. Ћюбой, кто попытаетс€ их значимо снизить, получит в лоб законами экономики.

ј вот в Ђстандартной жанровой фотографииї ситуаци€ хитра€. — одной стороны, она чем-то похожа на креатив, навыков тут требуетс€ побольше, и есть желание запросить за них адекватную стоимость. — другой, на этом рынке, помахива€ зеркалками, брод€т толпы голодных вьюношей и девиц. — экономикой они не дружат, камера им досталась дЄшево, амбиций много. ј качество работ порой бывает вполне приличным, оно вообще напр€мую со стоимостью и возрастом не св€зано. ѕоэтому рождаетс€ гениальное решение: снимать как дл€ жанровой фотографии, а брать как за протокольную. — мыслью Ђвот раскручусь, подниму ценуї.

»менно от такой политики € и хочу предостеречь начинающего коммерческого фотографа.

ЂƒешЄвый фотографї Ч €рлык, который легко налепить, но очень т€жело отклеить. ѕосмотрите фильм Ђƒжек ¬осьмЄркин Ч "американец"ї, эпизод с промоакцией сигар. —ел€не искренне не могли пон€ть, почему если вначале товар раздавалс€ за так, потом за него нужно платить деньги. ≈сли вы работаете с посто€нными клиентами (а это лучший вариант), будьте готовы к тому, что если вы что-то делали бесплатно, то и будете делать дальше. ј дл€ Ђответственных дорогих проектовї они найдут другого фотографа.

Ќизка€ стоимость товара часто ассоциируетс€ с соответствующим качеством. “ема хорошо описана у ’илла в Ђ60 трендов за 60 минутї и в книге ƒолана ЂPower Pricingї. ‘отка за сто рублей Ч это что? Ёто фотка на паспорт. »ли штампованна€ открытка тиражом в миллион экземпл€ров. ѕрактически без вариантов. ј фотка за 1000 И Ч это что? Ёто арт-объект. Ќу наверное. ƒолжно же там что-то быть за такую цену. * речь идЄт именно о стереотипах, а не о реальной художественной ценности.

ћожно продавать оптом задЄшево открытки, можно продавать поштучно и дорого картины. Ќо не стоит продавать поштучно и дорого дешЄвые открытки, и нельз€ продавать оптом задЄшево картины. ¬ы ведь не стали бы продавать Lamborghini†по цене Ђкопейкиї?

≈сть бесплатна€ работа, и есть платна€ работа. ј вот Ђслегка платной работыї нет. ≈сли вам плат€т хоть рубль, клиент всЄ равно помещает этот проект в категорию Ђплатныхї, и спрашивает по полной. “ак же, как он спросил бы, если бы платил тыс€чу или дес€ть тыс€ч рублей. ћожет быть он в глубине души понимает, что платит мало, но скорее всего нет. “.е. вам всЄ равно придЄтс€ выкладыватьс€. ј отмазки Ђда кто за такие деньги будет это делатьї не кат€т, это первый признак непрофессионализма. ¬з€лс€, делай. Ќе устраивает сумма, зачем подписалс€? ¬р€д ли фотограф заключал с клиентом договор типа: Ђвы мне платите копейки, а € вам отвратно снимаюї.

” мен€ в молодости был эпизод, когда мы по неопытности вз€лись за большой проект, назначив смешные деньги и не оценив реалистично объЄм работ. ¬ результате работали мес€ц по 47.5 часов в сутки, но всЄ сделали. “акие эпизоды Ч урок на будущее, чтобы адекватно планировать. †–азумеетс€, нередки эпизоды, когда клиент хочет без мыла в рай расширить задание, не расшир€€ бюджет. я сам бывал в роли такого заказчика по другим проектам, и могу сказать Ч клиенту совсем неочевидно, что дл€ подр€дчика плЄвое дело, а что он никак не может сделать без дополнительных денег. я думаю, все мы можем отличить такие ситуации от собственного факапа, и вежливо и доброжелательно объ€снить, что дополнительные работы = дополнительные затраты.

’ороша€ работа требует хорошей техники. ј хороша€ техника требует хороших денег.  онечно умелец-хирург наверное может и столовым ножом аппендикс удалить, а фотограф может вместо вспышек использовать магазинные лампы-прищепки. Ќо лучше всЄ-таки использовать нормальное оборудование. ћеньше трудозатрат, выше качество.

”меньшайте цену пропорционально уменьшению объЄму работ. ј не подЄргиванию века клиента на переговорах. Ќе Ђ10,000,000 рублей! ќй, нет, 10,000 рублей! 1,000!ї, а Ђ«а 100,000 рублей вы получите то-то и то-то. ћожно вписатьс€ в 50,000 рублей, если не снимать вот это и вон то. ћожно вписатьс€ в 20,000 рублей, если вместо трЄх эпизодов сделать один и отказатьс€ от запуска спутника на орбитуї. ”важайте клиентов и давайте им реальные вводные, чтобы они могли прин€ть адекватное решение.


ƒобавлю, что есть клиенты, прекрасно знающие всЄ вышеописанное, но прекрасно и с удовольствием пользующиес€ комплексом неполноценности других, чтобы сэкономить. ѕричЄм это происходит отнюдь не только в фотографии. ¬ конце концов, зачем платить больше, если человек готов на меньшее? Ќо, например, адекватного финансового директора за $100 в мес€ц вы не найдЄте, а фоторынок, увы, готов подобное предложить. ¬ результате Ђдемпингографыї через несколько лет или уход€т с рынка, или вынуждены мучительно пересматривать ценовую политику.


++ ¬ы заметили, € не приводил гуманистiчных аргументов типа Ђимейте совесть, не топите коллег по цехуї. –ынок Ч штука жестока€, здесь каждый за себ€. ¬от о себе и подумайте, и поставьте реальные цены.

++ ¬ы заметили, что € ничего не писал об анализе себестоимости и ценообразовании в фотосъЄмке. ѕотому что это тема отдельной статьи.

++ ¬ы заметили, что € писал об адекватной нижней планке цены, но не о верхней. »з моего опыта, демпинг Ч гораздо более серьЄзна€, всем вредна€ и распространЄнна€ проблема, чем завышение цен.

ѕоделитьс€, оценить: Like it!ѕоделитьс€ ¬ онтакте!ѕроцитировать в LiveJournal!ѕроцитировать в Twitter!–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М –±–ї–Њ–≥ –≤ GoogleReader!
–убрики:  «аметки на обрывках плЄнки
«аметки по фотографии и фотографированию.
phtg
¬сЄ, св€занное с фотографией и фотографированием.
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Bezdna_Golodnih_Glaz   обратитьс€ по имени „етверг, 09 »юн€ 2011 г. 00:04 (ссылка)
надо уметь впарить общественному мнению квадрат и усе будет оки
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку