-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в akry

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 40049

јттестаци€ полиции/милиции

ѕ€тница, 18 ћарта 2011 г. 13:18 + в цитатник

Ч ѕаспортный стол?
Ч ƒа. „то вы хотите?
Ч ћен€ зовут »ван √овно. я хотел бы сменить им€ на ЂЁдуардї.

¬р€д ли найдЄтс€ много человек, искренне вер€щих в то, что переименование чего-то способно радикально изменить это самое что-то.   сожалению, среди этого меньшинства наш ÷арь, так что все мы дружно поднимаем лапки и идЄм выполн€ть ентот мудрый царЄвый указ. †“акже вызывает сомнение озвученное число ожидаемых Ђнепригодныхї: 20%. ƒаже из общих соображений, где-то их может оказатьс€ меньше (ну давайте поверим в сказку), а где-то больше. —ильно больше. » это означает, что несмотр€ ни на какое тестирование, Ђнегодныеї всЄ равно неизбежно останутс€ служить. Ќет, не так: не служить, а Ђслужитьї. ѕотому что обсто€тельства, потому что кто-то же должен делать работу, потому что каков народ, така€ и милици€, потому что каков поп, таков и приход. Ёто всЄ очевидно, и многократно обсуждено.

ћен€ же сейчас интересует именно аттестаци€, с профессиональной точки зрени€. ѕо идее, аттестаци€ (ассессмент, оценка и т. п.) Ч вещь нужна€ и полезна€, при соблюдении р€да условий. ≈сли оставить в стороне личные сомнени€, то аттестаци€ полиции Ч интересна€ и нетривиальна€ задача. » нам всем было бы очень полезно, если бы така€ оценка прошла хорошо. Ќеобходимо учесть р€д факторов:

  • ћассовость оценки. ѕричЄм, именно изначальную массовость Ч аттестаци€ (в этом виде) не проводилась раньше, поэтому нужно Ђна гораї за короткое врем€ оценить тьму народу.
  • Ќеподготовленность кадров. » отсутствие опыта, пр€мо хоть буржуев выписывай. я вполне уверен, что качественных специалистов по оценке в ми-пи-полиции весьма мало, если они вообще есть. »х и в стране то мало, пр€мо скажем. ј психолог не €вл€етс€ автоматически спецом по оценке, скажу по секрету, это разные и часто мешающие друг другу компетенции. ¬прочем, думаю, что и хороших психологов в стране тоже мало, и не все они работают в милиции.
  • ќтсутствие чЄтко прописанных компетенций дл€ всех уровней сотрудников. Ќе слышал о подобных документах, веро€тно их и нет. Ёто, пожалуй, самое серьЄзное преп€тствие.
  • ¬еро€тно искажение результатов оценки на местах, в силу личной вовлечЄнности оценщиков.

ќсновные цели меропри€тий по оценке в любой организации такие:

  • ќтделить агнцев от козлищ.
  • ¬селить в людей уверенность, что ангцами быть выгоднее, а козлищи неизбежно в проигрыше.
  • ѕон€ть, что у агнцев нужно доработать-улучшить-натренировать Ч и составить план меропри€тий.
  • ”спокоить народ: мол, видите, мы заботимс€ о вас, дела идут, руководство в курсе.

≈сли мы хотим, чтобы это работало и не было тратой денег, времени, а особенно Ч нервов, нужно:

  • —делать эти меропри€ти€ регул€рными. ¬ противном случае, у народа банально не успеет выработатьс€ привычка к тому, что полезно быть хорошим. ќдну или две оценки народ будет Ђпроскакиватьї, списыва€ все неур€дицы на судьбу-индейку и происки руководства. » наде€сь, что на пронесЄт, а дальше всЄ вернЄтс€ на круги сво€.
  • ќбеспечить беспристрастность. –ука руку моет, поэтому дл€ оценки часто а) берут независ€щие от личности производственные показатели, б) привлекают внешних асессоров.
  • ќбеспечить легитимность. ≈сли сотрудники будут верить, что оценка отражает реальные нужды организации, эффективность оценки значимо вырастет. ¬прочем, тут есть тонкости. ¬о-первых, об€зательно будет Ѕаба яга, котора€ против. ¬о-вторых, многое зависит от корпоративной культуры, Ђздесь так прин€тої. ¬-третьих, при старте оценки (да и вообще любых инноваций), она будет встречена в штыки Ч просто потому что народ в массе своей не любит изменени€.
  • —оздать €сные критерии оценки. ƒо аттестации. ѕодчЄркиваю: до аттестации. –аспространЄнна€ ошибка: сначала втихую поколдовали, потом оценили, пошушукались, а потом вызывают и говор€т: Ђ¬асиль ѕетрович, не подходишь ты намї. †ј ¬асиль ѕетрович ни сном, ни духом Ч он †и не знал, что отныне у нас новые пор€дки, и как по ним жить, тоже не знает. » не его в том вина, а глупого руководства, что не разъ€снило. “ак что сперва объ€сн€ем, каким нужно быть, чтобы быть хорошим, даЄм возможность попробовать, а потом уж аттестуем.
  • ƒать возможность изменитьс€, исправитьс€. Ћюди Ч не роботы, делать аттестацию Ђна вылетї не стоит по большому количеству причин. ќбычно ввод€тс€ градации типа Ђну совсем никудаї, ЂдаЄм последний шансї, Ђболее-менее, середн€чокї, Ђперспективныйї, Ђзвездаї. » решительные действи€ примен€ютс€ только в отношении первой категории, часто только в случае рецидива.
  • —в€зать меропри€ти€ по оценке с реальными цел€ми организации. ≈сли мы хотим выпестовать в компании реальных лидеров, то вр€д ли нам в оценке поможет тест, насколько человек хорошо печЄт пирожки или стрижЄт газоны.
  • ѕо результатам оценки непременно делать что-то полезное. ќбучать, реорганизовывать, увольн€ть, мотивировать Ч но только не класть отчЄты под сукно. —мешно, но многие сыплютс€ именно на этом пункте. “ипа, провели оценку, поставили галочку, и можно расслабитьс€.

¬иды оценочной активности будут определ€тьс€ цел€ми и возможност€ми организации. ¬ случае с полицией, очевидно, что глубинное тестирование мы организовать не сможем технически: не хватит ресурсов. Ѕолее того, представл€етс€ сомнительным, что разова€ оценка принесЄт какую-либо пользу, кроме кратковременного повышени€ тонуса у оцениваемых, и некоторого количества политических очков на очах населени€. ƒаже в случае, если эту оценку провести по всем правилам. »нерци€ уж больно велика.

“акже хочу отменить, что под Ђаттестациейї скрываютс€ как минимум семь совершенно разных штук, с разными способами оценки:

  1. ќценка по производственным показател€м.  ак человек работал за предыдущий период, и сколько наработал. ћетодика: подн€ть бумаги и считать. ѕримечание: качество оценки радикально зависит от адекватности выбранных критериев и способов их оценки. Ќу вы пон€ли.
  2. ќценка профессиональных знаний. «аконов, например. ћетодики: профессиональные опросники, задачи. ¬  итае, чтоб не списывали, чиновников запирали в отдельных комнатах. ” нас можно сделать что-то более щад€щее, но только с привлечением внешних неангажированных специалистов.
  3. ќценка профессиональных компетенций. ”правленческих, коммуникативных. ћетодики: ролевые игры, письменные тесты с решением задач и разрешением ситуаций.
  4. ќценка общих качеств. »нтеллекта, ло€льности, стрессоустойчивости. ћетодики: самые разные, от ролевых игр до общепсихологических тестов. ќбщеприн€тых стандартов нет.
  5. ќценка взаимодействи€ с окружающими (отдельно от производственных показателей). ∆алуютс€ ли клиенты, коллеги, подчинЄнные. ћетодики: Ђпанорамна€ обратна€ св€зьї, иные формы сбора мнений. ¬ажна независимость оценщика.
  6. ќценка физических качеств и способностей. ћетодика: очевидно, кака€. ѕодт€нулс€, пробежал, отжалс€. ƒумаю, хот€ бы тут у ћ¬ƒ с оценкой проблем быть не должно.
  7. Ѕиографическа€ оценка. „то человек делал в прошлом. ћетодика: секьюрити лучше знает, что делать.

—тоит использовать все виды оценки.†„то из этого планируетс€ делать в нашей полиции, € не знаю. ѕока € слышал только о пункте 5 Ч некие общие тесты. ѕодозреваю, что и пункт 2 не обойдут вниманием. ћожет быть косвенно затронут пункт 1, хот€ тут в первую очередь важна беспристрастна€ система.

ƒл€ максимального результата, на мой взгл€д, были бы полезно прин€ть во внимание следующие тезисы:

  • Ќа основе «акона о полиции,  онституции и других любопытных документов, сформировать список профессиональных компетенций, знаний и личностных качеств полицейского, и сделать его доступным публично. Ёто не сама€ проста€ работа, но без неЄ остальные этапы бессмысленны.  омпетенции нужно определить максимально чЄтко.
  • ѕозаимствовав западный опыт и кинув клич среди наших специалистов, создать адекватные процедуры оценки. Ќа «ападе в оценке полиции попул€рны ролевые игры и вопросники на разные темы. »нформацию найти легко, особенно если этим занимаетс€ целое министерство. Ќапример, вот любопытный сайт. ≈щЄ abstract статьи с некоторыми иде€ми, что за компетенции смотр€тс€ у полицейских. Ќе вижу смысла изобретать велосипед, зато вижу смысл, если брать чужой опыт, то не по кусочкам, а как целостную систему: одно колесо велосипеда вкупе с тормозами нам не сильно поможет куда-то уехать.
  • —осредоточитьс€ в первую очередь на командном составе. ѕо очевидным причинам. «десь крайне желательна внешн€€ помощь и решительность в действи€х, даже если (когда) под колесо оценки попадЄт кто-то из друзей-родичей. ≈сли лажануть этот этап, все полимеры будут уже непригодны.
  • Ќикто сразу по новому работать не будет. ѕоэтому давление следует повышать постепенно, об€зательно совмеща€ с обучением. Ќо повышать следует.
  • ≈сли установить хорошие отсевочные процедуры на входе, при условии повышени€ зарплат, мы получим приток компетентных сотрудников в среду, где всЄ ещЄ много некомпетентных. ѕоэтому неизбежен конфликт Ђновчики-старичкиї, к нему нужно быть готовым. ≈сли обеспечить служебное продвижение только на основе оценки, проблема быстро утр€сЄтс€. ј дл€ обеспечени€ этого нужно компетентное руководство, о чЄм писалось ранее. ѕосредственность и будет давить всЄ хорошее, хот€ бы из страха, что новый сотрудник окажетс€ лучше и займЄт место старичка.
  • ¬ отличие от коммерческих организаций, служба в полиции в большинстве стран даЄт р€д, скажем так, социальных преимуществ. ѕоэтому многие стрем€тс€ туда не только чтобы защищать закон, но и за властью, и за финансовыми возможност€ми. ѕоэтому процедуру оценки ни в коем случае нельз€ замыкать вовнутрь. я говорю не об абстрактном и далЄком ЂучЄте общественного мнени€ї, а о конкретной возможности пожаловатьс€ на конкретного сотрудника, быть при этом услышанным, не избитым, знать, что меры прин€ты и больше такого не будет. »з того, что € знаю, мне кажетс€, подобный аналог Ђклиентской службыї в нашем случае будет т€жело создать силами сотрудников ћ¬ƒ. –азве что с нул€, с новонабранными неиспорченными сотрудниками.

–езюмирую. ¬ идеальном случае, человек перед приходом в полицию проходит подготовку в каком-то обучающем центре (как в UK), на входе сдаЄт комплексные экзамены и проходит непростой ассессмент. ¬ процессе службы он регул€рно и комплексно оцениваетс€ Ч как со стороны службы персонала, так и со стороны сограждан-неполицейских. ѕо результатам оценки он получает бонусы, минусы, рекомендации, что делать, и обучение.†» он знает, что все его коллеги †и всЄ руководство проход€т через эти же процедуры. “акже он считает методы оценки адекватными цел€м и задачам полиции. «а все эти трудности полицейский получает деньги, социальные гарантии, власть и возможность поддерживать закон.

++ ¬догонку. ќдин из идеологов реформы в ћ¬ƒ не прошЄл аттестацию. — одной стороны, это может быть показателем объективности проводимой оценки, с другой Ч ход€т слухи, что это внутренние интриги и ему так мст€т, плюс копают под его начальника. ѕосмотрим, что будет дальше.   сожалению, из зрительного зала очень т€жело определить, как оно там на самом деле, а публична€ ругань оценки (как и похвала) часто отражает не качество оценки, а узкие интересы и пристрасти€ отдельных лиц.

++ ≈щЄ вдогонку. ѕрошла стать€, что в ожидании аттестации, даже гаишники перестали брать вз€тки. ƒогадываюсь, кому выгодно распускать такие слухи, но могу сказать Ч это или полностью, или частично враки. ‘у журнализду.

UPD 21/04/2011. ћнение об аттестации генерал-майора милиции в отставке, экс-руководител€ –оссийского бюро »нтерпола, ¬ладимира ќвчинского. ¬сЄ печально.

UP¬ 08/06/2011. »з того, что € вижу, эта аттестаци€ Ч способ избавитьс€ от неугодных. Ќичего из вышеописанного†реализовано†не было. Ќанореформы во всей красе.†—орри, росси€не. ѕопробуйте пожить в стране в другой раз.

ѕоделитьс€, оценить: Like it!ѕоделитьс€ ¬ онтакте!ѕроцитировать в LiveJournal!ѕроцитировать в Twitter!–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М –±–ї–Њ–≥ –≤ GoogleReader!
–убрики:  »деи и мысли
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку