-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей: 4912
Комментариев: 25552
Написано: 40035

Капкан этологии

Пятница, 19 Ноября 2010 г. 19:55 + в цитатник

Этология — наука об инстинктивном поведении. Нас она касается по той простой причине, что инстинкты есть и у людей, и часто они влияют на наше поведение больше, чем нам хочет казаться. В Рунете особенно популярны две темы: пикап («спортивный съём девочек», здесь «библия» — «Трактат о любви» Протопопова) и приложение этологических наблюдений (особенно за обезьянками) к человеческому обществу. По поводу последней темы конечно же в первую очередь вспоминаются две книги Десмонда Морриса («Голая обезьяна» и «Людской зверинец»), знаменитая «Агрессия» Конрада Лоренца и многочисленные популярные статьи Виктора Рафаэльевича Дольника.

На этих книгах и статьях воспитано множество людей. Однако многие и не подозревают, что на самом деле всё не так просто…

Хотя в принципе, спорить с наличием инстинктов у человека так же продуктивно, как отрицать, что вещество состоит из молекул, в случае с этологией есть ряд тонкостей. Этология находится рядом с такими науками о человеке, как психология, социология. И эта близость часто подстрекает учёных пойти неверным  путём прямого переноса методов и выводов этологии на смежные предметные области. На практике это выливается в принцип: «Обезьянки внешне ведут себя похоже, на то, как ведут себя люди. Ergo в основе поведения людей лежат те же мотивы, что и у обезьянок».

Замечательная иллюстрация Бориса Шипова:

«Этологи (хочу верить, не все — А.К.) руководствуются догмой: если поведение у людей и животных сходно, значит, в основе его лежат одни и те же биологические механизмы. Они почему-то упорно не хотят понять, что одно и то же поведение в человеческом обществе и в стаде животных может порождаться совершенно различными причинами, иметь совершенно различный смысл и содержание. Обезьяна отгоняет от куста с лакомыми плодами другую обезьяну. Человек отгоняет от малинового куста в своем саду другого человека. Внешне — ни малейшего различия. Но в первом случае мы имеем доминирование, то есть чисто биологическое явление, во втором — защиту собственности, явление социальное. Хотя бы поэтому простая аналогия неприемлема в качестве метода научного обоснования.

Насытившись, обезьяна отойдет от куста и больше пальцем не пошевелит. Человек же будет биться за свою малину и тогда, когда он сыт, и тогда, когда он голоден, и тогда, когда ягоды ему вовсе не нужны: пусть сгниют, но даром никому не достанутся. Если, следуя этологам, считать, что одинаковое поведение порождается одним и тем же, придется признать: либо у обезьян имеются представления о собственности, либо отношения людей базируются на доминировании. Многие из этологов, в общем-то, так и делают — как правило, те, кто не может дать ни четкого определения собственности, которое было бы одинаково справедливо и для людей, и для приматов, — ни объяснения очевидных отличий «доминирования» у людей от доминирования у животных». (*)

В философии существует понятие «генетической ошибки». Вкратце, это ошибочная мысль в том, что сложное явление может быть сведено к своей простейшей, первоначальной форме. Например, свести всю мотивацию хирурга к латентному садизму. Свести весь комплекс речи к социальной функции рычания. Свести все психологические проблемы женщин к «комплексу кастрации» и подобным психотравмам. Свести шизофрению к одному шизогенному фактору (или даже единичному событию).

В этому плане этологи часто наступают как раз на эти «генетически ошибочные» грабли. При том, что любовь и дружба вероятно где-то в глубине имеют отношение к агрессии, они явно представляют собой уже новое качество (при любом из определений этих терминов). В этом свойство сложных систем — они больше, чем сумма своих частей. Человек и человеческие социумы — очень сложные системы. Вероятно некоторые из свойств этих систем базируются на инстинктах, схожих с теми, что управляют обезьянами. Но в каждом конкретном случае нужно с особой тщательностью перепроверять — как именно эти инстинкты влияют, и не попадаем ли мы в капкан неверной аналогии, принимая желаемое за действительное.

SUMMA. Полезно прочитать две критические статьи по поводу этологи, в основном посвящённые критике Дольника: «Беда, коль пироги начнёт печь сапожник…» Бориса Шипова и «Мифология в этологии» Евгения Панова. Разумеется, следует сделать поправку на то, что даже учёные — тоже люди, и очень не любят, когда кто-то из чужаков залезает в их научный огород. И мотивация, стоящая за критикой, отчасти может быть иррационально обусловлена этим фактором. Также касательно обсуждаемых тем часто нет согласия и меж самих социологов и антропологов. Но приведённая аргументация достаточно веская, чтобы её нельзя было игнорировать. Несоблюдение правил переноса метода между научными областями легко может привести к синдрому Фомы-Хроноложца.

Дополнительно, наш центральный сайт по этологии, другие статьи по этологии на «Скепсисе».

Процитировать пост: Процитировать в LiveJournal!Процитировать в FaceBook!Процитировать в Twitter!Добавить блог РІ GoogleReader!
Рубрики:  Психология
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку