-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в akry

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 40048

÷ветопередача в Lightroom - Custom Profiles и Picture Styles

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 14:32 + в цитатник

last update: 10/03/2010

“очна€ цветопередача, это конечно классно, но стремление к ней всегда и везде не должно стать нав€зчивой болезнью. „асто нам не нужна сурова€ ѕравда жизни, а нужна ѕравда искусства. ƒаже великий ƒэн ћоргулис писал о том, что есть цвета нереальные, которых быть не должно и от которых надо избавл€тьс€ (син€€ трава, зелЄна€ кожа, голубое солнце). ј есть цвета, которые в принципе могут быть — кожа чуть потемнее или чуть посветлее, трава пожелтее или позеленее, волосы светлее или темнее… » вопрос «какие они на самом деле» — не вполне корректный. ¬ажнее ответить, какими нам при€тно их видеть. » сделать такими.

ƒен ћаргулис не фотограф и не фотохудожник, а цветовик, поэтому его справедливо не интересует совсем художественна€ вещь — выдуманные, искусственные цвета, вроде тех, которые столь любимы в инфракрасной фотографии. Ќо это не значит, что они запрещены. ƒелайте всЄ, что угодно, при условии, что результат будет красивым.

ќднако бывают ситуации, когда нужны точные цвета. ’от€ бы как отправна€ точка дл€ дальнейших художественных игрищ с кадром. »ли если вы снимаете что-то, где точные цвета важны: косметику, работу визажиста, предметы, произведени€ искусства, купюры…

» тут начинаютс€ танцы. ¬ы что предпочитаете — кадриль, рок-н-ролл, вальс? Ќе важно, потому что мы начнЄм с «демозаики», а дальше куда музыка поведЄт. ƒве четверти, простые па. –аз-два, раз-два, раз-два, поехали!

 

ћатрица и демозаика. Ѕайеровсакий фильтр ак снимает камера? ўЄлк, и готово, скажет сторонний человек, можно вывешивать в ќдноклассниках. Ќо так не можем сказать мы, умудрЄнные продвинутые и задвинутые фотографы. ƒл€ нас камера снимает сложнее. ƒл€ начала свет попадает на матрицу (простите за эти ругательства, вам ведь больше 17 лет?). ћатрица как правило устроена по принципу Ѕайеровской решЄтки. Ёлементы, чувствительные к красному, синему и зелЄному цветам, чередуютс€. Ќа практике дл€ нас это означает как минимум одну важную вещь — в исходном изображении нет ни одного пиксел€ со всеми трем€ цветами сразу. “олько синие пиксели, р€дом с ними зелЄные пиксели, р€дом с ними красные.

» чтобы таки получить вожделенный RGB в каждой точке, камере или программе приходитс€ поломать голову — как усреднить цвет из дес€тка соседних пикселей и угадать, что же было именно в этой конкретной точке.

ƒл€ этой задачи придуманы специальные алгоритмы демозайкинга (ужасное слово, но € не знаю адекватного перевода термина demosaic). јлгоритмов расшифровки много и они могут здорово отличатьс€ по результатам. ќднако демозайкинг — полдела. ѕроизводитель матрицы приблизительно откалибровал матрицу, указав что столько-то милливольт на красном сенсоре означает красный свет такой-то длины волны, а столько-то милливольт на синем сенсоре означает такой-то синий цвет. ƒетали же, тонка€ подстройка ложитс€ на плечи цветовых профилей — color profiles.

 

Color Profiles. Color Profileѕрофиль — эдака€ таблица, рассказывающа€, как тюнинговать цвет, полученный в результате демозаики. Ќапример, красненький такой €ркости надо сделать чуть по€рче. ј синенький при этом чуть послабее.

ќчевидно, что не бывает универсального профил€ на все случаи жизни. ≈сть нечто среднее, как икейный набор мебели. ѕричЄм этот набор свой у каждого производител€ софта дл€ работы с RAW. Adobe например регул€рно выпускает новые ACR — Adobe Camera RAW с новыми профил€ми. Ёти профили «дот€гивают» картинку, чтобы она выгл€дела более адекватно в большинстве случаев. «аметьте — не «всегда точно», а «более адекватно» и «в большинстве случаев». ” кого профили точнее, однозначно тоже сказать не получитс€. «ависит и от бренда, и от камеры.

» конечно же универсальные профили не дадут вам никакой гарантии, что именно этот ваш кадр, выстраданный и возлюбленный, будет с нужным вам цветом.

 

Color Checker Card. ƒл€ более точной подстройки нужно создавать свои профили. Ќе универсальные, а под конкретную задачу. » здесь уже не обойтись без внешнего оборудовани€. –ечь идЄт о цветовой таблице Color Checker. “акже известной как «Munsell Color» и «X-rite ColorChecker Card». Ёто пр€моугольничек с 24 цветными квадратиками, в точности цветопередачи которых можно быть уверенным.

–аз идЄт о Ћайтруме, опишу, как делаютс€ профили дл€ него. ѕрограмма Adobe DNG Profile Editor получает на вход фотографию ColorChecker Card и на еЄ основе создаЄт новый профиль, именно под ваши световые услови€.

DNG Profile Editor

–азница в цвете порой бывает значительной, особенно на телесных тонах и в оттенках синего. ƒа, на кадрах ниже виднее всего изменени€ в синем цвете.

ACR 4.6

ACR 4.6

Camera Standard

Adobe Camera Standard

Custom Profile

Custom Profile

» всЄ? Ќет, не всЄ. ќстаЄтс€ ещЄ така€ вещь, как стили изображени€.

 

Picture Styles. Canon Picture Stylesя пишу о кэноновских Picture Styles, но на деле почти у каждого производител€ есть свои аналоги. — аналогичными проблемами.

ѕосле профилей писать о Picture Styles даже как-то странно. ƒело в том, что Picture Styles — стомильЄнна€ попытка производителей камеры придумать кнопку «—делайте мне шедевр!».  амера пытаетс€ улучшить кадр на свой вкус. –аз уж хоз€ину лень самому заниматьс€ цветом. —итуаци€ чем-то напоминает известный мультфильм с трем€ молодцами из ларца: «— ј есть вы тоже за мен€ будете? — јга!». ѕроизводители, в ходе экспериментов и фокус-групп, вы€снили, что большинству нрав€тс€ сочные, контрастные кадры. ѕоэтому многие стили направлены на увеличение сочности (vivid) и контрастности. Ќа откуп эстетам оставлены «нейтральные» стили, почти без вмешательства могучего интеллекта камеры. ћаргулис, кстати, о таких играх отзывалс€ весьма негативно.

«адирание контраста может привести к потер€м деталей в светах и тен€х, цвет тоже не всегда безболезненно реагирует на увеличение насыщенности. Ќо камера о таких мелочах не знает и не заботитс€. ¬ среднем люд€м нравитс€, и дл€ производителей камер это главное. ƒл€ остальных есть RAW.

ƒумаю, вы уже видите, что кадр, завЄрнутый в Picture Styles, страдает сразу по трЄм причинам:

  1. ¬начале камера декодирует RAW своими встроенными алгоритмами, которые могут отличатьс€ от тех, что в компьютере.
  2. ѕотом камера использует дл€ декодировани€ RAW в JPEG собственные универсальные профили, не факт что соответствующие вашей фотографической реальности.
  3. ¬добавок эти профили «тюнингуютс€» под конкретные настройки Picture Styles, что видно в JPEG (только JPEG!), искажа€ цвета по встроенному универсальному шаблону. ”величива€ контраст, мен€€ насыщенность и тониру€ кадр.

¬ результате если вы хотите получить самые точные цвета, вы должны либо отказатьс€ от вышеописанных шагов, либо «инвертировать» эти шаги, чтобы получить исходные цвета. ј потом уже создавать свои профили и самим работать с контрастом.

—итуаци€ осложн€етс€ тем, что кроме производителей камеры, практически никто пон€ти€ не имеет обо всех этих тюнингах. ћногие удивл€ютс€, почему на экранчике кадр был сочным, а после того как Ћайтрум (Aperture, Capture One) создаЄт своЄ превью, все цвета куда-то уход€т. ¬ы уже знаете, что ответ прост: ѕервоначально превью показываетс€ с JPEG а не  RAW. ƒаже если вы снимает только в RAW, каджый файл содержит в себе маленький JPEG. Ћайтрум же декодирует RAW на основе своих профилей и ничего не знает про Picture Styles.

ћаленькое примечание: в ACR есть попытка сымитировать эти стили дл€ Ќикона и  энона: вс€кие Camera Standard, Portrait и т. п. Ќо на практике результат применени€ этих профилей к RAW часто весьма отличаетс€ от того, что видишь в соседнем JPEG. “очно эти стили воспроизводит только родной дл€ камеры софт — DPP или Capture NX.

 

Picture Styles Editor. Ќо что же делать, если вам позарез нужны именно такие цвета, как в Picture Styles?  онечно же дл€ художественных целей, а не потому что мы не умеем выставл€ть цвет.

¬ыходов три. ¬се они обладают своими недостатками.

  • ¬о-первых, использовать в работе JPEG.
  • ¬о-вторых, декодировать RAW с помощью оригинального софта производител€ камеры (DPP, Capture NX…).  ак правило, оригинальный софт в курсе про стили и умеет затюнинговать кадр в нужном направлении. » если вам даже этого мало, у Canon существует Picture Styles Editor. ¬ы можете продолжить дальнейшую обработку кадра в Ћайтруме, создав 16-битный TIFF.
  • ¬-третьих, вы можете попробовать сымитировать Picture Styles с помощью настроек Lightroom. —охранить результат, как Preset и примен€ть его к RAW (помните, что к JPEG их примен€ть нет смысла).

“акже € пробовал создавать профили на основе конвертированного в DNG JPEG, но вн€тных результатов не получил.

 

„то же делать?  ак видите, ответ на этот вопрос зависит от того, что же вы хотите получить. ѕомните јлису в стране чудес, разговор с „еширским котом?

— Ќе подскажете ли, по какой дороге мне идти? — спросила јлиса
— Ёто зависит от того, куда ¬ы хотите попасть, — ответил „еширский  от.
— ƒа мне, в общем-то, все равно… — начала јлиса.
-—“огда неважно и какой дорогой идти, — заметил  от.
— …Ћишь бы только придти куда-нибудь, — по€снила јлиса.
— ќ, туда ¬ы непременно придете, главное идти достаточно долго и никуда не сворачивать.

≈сли вы хотите не мучатьс€ и получить те же цвета, что и c Picture Styles, вы знаете, что делать.

≈сли же вы хотите получить точный и адекватный цвет, придЄтс€ обзавестись Color Checker Card и немножечко поработать. ј потом может быть ещЄ немножко поработать, уже с Curves — в Ћайтруме и в ‘отошопе.

√лавное, никуда не сворачивать.

–убрики:  »деи и мысли
phtg
¬сЄ, св€занное с фотографией и фотографированием.
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



Wichitta   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 ћарта 2010 г. 14:51 (ссылка)
толково. —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
RainyMan   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 ћарта 2010 г. 14:54 (ссылка)
» после всего вышесказанного ¬ы все еще хотите снимать на цифру ? ѕленка рулит ;)

Ќу а если серьезно слишком узок динамический диапазон цифровой матрицы и не iSPS монитора, чтобы по взрослому заморачиватьс€ над проблемой попадани€ в цвет, »ћ’ќ. Spyder 3 + съемка в RAW в моем ламерском случае решает практически все проблемы. “.е. мне достаточно того, что то что € вижу на мониторе - то и получаю при печати. ƒа. Canon PictureStyle весьма увлекательна€ штука. Ќо не надолго. ѕриедаетс€. „то-то толкогого самосто€тельно из этих профилей сделать не смог.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:25ссылка
я снимаю на плЄнку уже почти двадцать лет :)

” плЄнки меньше динамический диапазон, чем у матрицы. ≈сли мы понимаем под этим термином разницу в €ркости между одновременно воспринимаемой самой тЄмной и самой светлой точкой. Clark сделал интересные тесты.

  тому же ни царь и ни герой не решат проблему цветопередачи.  огда € в редакции работал, насмотрелс€, как наши цветовики выт€гивают слайды. ѕрофили всЄ равно понадоб€тс€.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:35ссылка
“акие за€влени€ могут перевернуть все мироощущение. –ечь идет о диапазоне с точки зрени€ самой светлой и самой темной точки, ага. ѕопробую почитать, что там пишет  ларк.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:41ссылка
я тоже думал, что плЄнка по динамике больше. Ќо собственные эксперименты и статьи в сети пошатнули. ј  ларк добил.

≈сли поискать, легко найти: динамический диапазон негатива примерно 7ev, слайда Ч 5ev, цифроматрицы Ч до 11ev.

 ларк чем хорош Ч он реально сделал серьЄзные обоснованные тесты. » у него несколько дес€тилетий опыта в фотографии и в цифроматрицах, он начинал Ђот сотворени€ї.

≈сли верить его результатам, в целом вопрос выбора между плЄнкой и цифрой неоднозначен. ≈сть контексты, где плЄнка даЄт лучший результат, есть Ч где лучше цифра. ќчень рекомендую его статьи, реально интересно и полезно.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:44ссылка
”же углубилс€ :) ќдназначные за€влени€ делают только ограниченные люди. ѕотому как правда, как правило, лежит где-то между. ƒл€ мен€ реально новость относительно Dynamic Range. Ѕуду читать.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:38ссылка
ну да, € позднее написал, что шутка юмора. ѕон€тно, что кажда€ пленка имеет свое отношение к цветопередаче. ƒа и процессинг тоже немаловажен. ¬от в итоге и выходит, что те же грабли - вид сбоку. ѕожалуй что еще и в более т€желой форме.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:47ссылка
јга. » хардвер дл€ плЄнки нужен дай боже. ” нас сто€ли гейдельберговские барабанные и планшетные сканеры, каждый ценой в небольшую квартиру. »мхо дл€ таких целей нужно отдавать сканЄжку и цветокоррекцию на аутсурс, гораздо выгоднее будет.

” плЄнки есть огромное преимущество по разрешению. ¬от хороший пример.

я рад, что есть ещЄ и цифра. ƒл€ очень многих динамичных приложений она удобна Ч репортаж тот же, простые ландшафты и натюрморты, много студийной съЄмки. Ќо плЄнку пока забывать тоже негоже.  ак позвол€т средства и приоритеты, куплю себе форматный карданник.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:52ссылка
ƒа. Ќикто не спорит о пользе цифры. Ёто бессмысленно. “ем паче, что пипл, как говоритьс€, хавает и с удовольствием.

ј кардан - это да. Ёто мечта идиЄта. ѕравда в ем больше не столько размеры впечатл€ют, сколько пластичность картинки. —огласитесь - этого у Ѕ‘ не отн€ть.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:55ссылка
ќ да. –азмер имеет значение. Ѕольше приЄмна€ поверхность, тоньше передача оттенков, меньше шумы. ÷ифроматриц таких пока нет. ј те, что побольше, вроде PhaseOne Ч дорогие, как не знаю что.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 16:00ссылка
ћен€ смущает отчего хот€ бы дл€ проф систем за бешенные бапки все еще не придумали систему трех монохромных матриц высокой плотности :) ¬идимо вопрос только в выкачивании бабла из народа...
Bezdna_Golodnih_Glaz   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:08 (ссылка)
RainyMan, у сканера нет динамического диапазона? а разве он у пленки больше?

а вообще все что не IPS матрица - редкостное гавно по сути ) (акром€ динозавров CRT)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:20ссылка
” пленки динамический диапазон шире. ” слайда шире цифроматрицы. ” цветного негатива еще шире и у ч/б самый широкий. ѕро сканер € и не говорил :) ќптическа€ печать рулит. Ќу и вообще это шутка юмора. потому как если говорить о цветопередаче - цветова€ температура резко вли€ет на цветопередачу той или иной пленки, да и пленки сами по себе сильно отличаютс€ по тому же самому критерию цветопередачи координально.

ƒа, гавно, а что делать. Ћично мо€ жаба в шоке платить 90 килорублей за 20 дюймов. “ем паче, что на выходе один фиг гогно.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:26ссылка
“оже хочу хороший моник, но жадно-жадноЕ  орректирую по числам.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:42ссылка
Ѕыли у нас чудища фирмы Radius Ч под дес€ть штук каждый, с калибратором в комплекте. CRT конечно же. я лично под них огромные столы проектировал, мы у мебельщиков заказывали :)
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћарта 2010 г. 17:50ссылка
akry, у мен€ стоит Bargo какой-то - до сих пор не пойм му зачем таv lдл€ каждого из 3 цвет свой контакт (как миниджеки 4 штуки)
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку