-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 40048

Спекулянты

Четверг, 06 Июля 2017 г. 19:46 + в цитатник

Ввязался тут по неосторожности в случайную дискуссию на тему «все торговцы — спекулянты, надо их приструнить». В голодные времена идея «отнять и разделить» всегда на подъёме. Ну, раз есть общественный запрос, то Капитан Бизнес-очевидность на проводе.

Плохо ли спекулировать? Сама постановка вопроса неверная. Что такое «спекуляция»? Любая надбавка к заводской стоимости? Но ведь торговец не просто так берёт эти деньги. Он создаёт добавочную ценность. В зависимости от ситуации, это отбор товара достаточного качества, доставка его до точки, предоставление ассортимента из предложений разных производителей, упаковка, информирование покупателей об особенностях продукта и помощь в выборе, послепродажный сервис и т. д. Всё это стоит самому торговцу денег и усилий. Откуда он их возьмёт, если не с конечного покупателя? Даже при наличии скидки у поставщика, всё равно «бесплатные обеды вычитаются из зарплаты».

Сверх этого, торговец делает свою надбавку. В неё входят всякие налоги, выплаты и траты на прожорливых иждивенцев (то бишь взятки), что-то на развитие бизнеса, собственная прибыль торговца и риски.

Поэтому не увеличивать цену торговец не может. И когда кто-то ругает продавца «спекулянтом», полезно вдохнуть, выдохнуть и исследовать всю цепочку надбавок. Вполне может статься, что особых вариантов то у продавца и нет.

 

Как выяснилось, из перечисленного, чаще всего вызывают непонимание развитие, риски и прибыль.

Развитие — элемент, строго говоря, не самый обязательный. Можно годами и десятилетиями возить дыни на одной арбе, держать одну лавку. Лишь бы конкуренты придерживались того же подхода. Но они, шельмецы, по каким-то причинам часто не хотят довольствоваться тем, что есть. В итоге к концу дня перед покупателем оказываются не те, кто живёт скромно и не ищет высот, а те, кто схарчил этих скромников в суровой рыночной борьбе. C'est la vie. Поэтому торговец может и рад бы сократить эту статью расходов, но не получается. Хотя по факту у многих развитие и так бедная падчерица, которой достаются обноски и объедки.

Риски конечному покупателю часто не видны и непонятны, но не учитывать их торговцу никак нельзя. Если на торговые галеры регулярно нападают пираты (или Басманный суд), если каждый пятый телефон покупатели возвращают из-за брака, то все эти потери тоже нужно закладывать в стоимость. Не потому что торговец жадный — просто иначе ему будет не на что купить следующую партию. И вы же в итоге останетесь без вожделенного товара. Иногда эти риски маленькие, иногда большие. Иногда их посчитать легко, иногда сложно — и тогда стоимость возрастает. Торговец закладывается по верхней планке, чтобы уж наверняка не прогореть. Правило простое — чем опаснее и непредсказуемее вести бизнес в стране, тем больше накрутка.

Допустимый размер прибыли — дело тонкое. С точки зрения торговца, чем чистая прибыль больше, тем лучше. Пока люди покупают, маржа растёт. В каком случае она снижается? Когда покупатель может вздохнуть печально на ценник, развернуться и уйти к другому. Когда покупатель не может уйти к другому? Если продавец — монополист, если продавцы сговорились держать цены, если этот продавец чем-то привлекательней, если покупателя принуждают покупать именно у этого продавца. Последнее не шутка — вспомните, как некоторые представители таврических курортов вслух мечтают о том, как к ним направят поток бюджетников. И как они радовались притоку туристов во время конфликта с Турцией.

 

Как видим, чтобы было меньше любых накруток, необходимо задавать такие правила игры, при которых есть свободная конкуренция и предсказуемость. Также нельзя давать продавцам сговориться втихаря между собой. Полезно всячески снижать поборы и риски ведения бизнеса. Перестать менять законы каждые полгода, не применять их задним числом, отказаться от рейдерства, обеспечить качественное правосудие. Но предсказуемость для бизнеса важнее всего, даже формальных законов. Обеспечить всё это — задача государства.

А вот директивное установление «справедливых цен» — почти всегда отвратительная идея. Можно долго рассказывать про то, как это не решит ни одной проблемы, зато моментально спровоцирует дефицит и чёрный рынок, но проще показать пальцем на Венесуэлу. Не хотите такого ужаса, не лезьте в чужой бизнес со своим прайслистом.

 

p.s. Разумеется, это упрощённая картина. Например, ещё бывают естественные монополии, где конкуренцию обеспечить сложно или невозможно. Бывают жизненно важные товары, подъём цен на которые станет катастрофой для населения. В этом случае государство может начать вмешиваться в ценообразование и распределение более активно. Но в большинстве дискутируемых на кухнях и в курилках случаев, речь идёт про обычных торговцев, к которым вышесказанное вполне применимо.

p.p.s. Как пример, из чего складывается кажущаяся завышенной стоимость блюда в ресторане.


 

Рубрики:  Бизнес
Метки:  



Tomas   обратиться по имени Четверг, 06 Июля 2017 г. 20:54 (ссылка)
Я бы добавил один пункт: ГОСУДАРСТВО не должно "доить" бизнес. На дороги, на космос, на детский садик, на благотворительность. Потому что это называется "косвенное налогообложение населения". Сейчас как? Собирается тусня в кремле, участвуют крупные акционеры. Вова говорит - хочу чемпионат мира. С каждого по три рубля.
А если не дадут? А если не дадите, то отнимем бизнес и поставим того, кто даст.
ЦК КПСС только в современных реалиях.
Бизнес чешет репу и продает сосиски не по
2р20коп, а по 5р50коп.
И такая схема - повсеместно. Всюду. Везде!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку